Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Классификация педагогических ценностей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Социально-педагогические ценности функционируют в различных социальных системах, проявляясь в общественном сознании. Это совокупность идей, представлений, норм, правил, традиций, регламентирующих деятельность общества в сфере образования. Ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности (возможности развития профессионально-творческих способностей, приобщение к мировой… Читать ещё >

Классификация педагогических ценностей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Педагогические ценности классифицируются по принципу уровня своего существования.

Социально-педагогические ценности функционируют в различных социальных системах, проявляясь в общественном сознании. Это совокупность идей, представлений, норм, правил, традиций, регламентирующих деятельность общества в сфере образования.

Групповые педагогические ценности — совокупность идей, концепций, норм, регулирующих и направляющих педагогическую деятельность в рамках определенных образовательных институтов. Совокупность таких ценностей имеет целостный характер, обладает относительной стабильностью и повторяемостью.

Личностно-педагогические ценности выступают как социально-психологические образования, в которых отражаются цели, мотивы, идеалы и другие мировоззренческие характеристики личности учителя, составляющие в своей совокупности систему его ценностных ориентаций.

Эта система включает:

  • ? ценности общественной значимости труда педагога (престижность педагогической деятельности, признание профессии ближайшим личным окружением и др.);
  • ? ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг (общение с детьми, коллегами, референтными людьми, обмен идеями, знаниями и личным опытом и др.);
  • ? ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности (возможности развития профессионально-творческих способностей, приобщение к мировой культуре, занятие любимым предметом, постоянное самосовершенствование и др.);
  • ? ценности творческой самореализации (творческий характер труда педагога, романтичность и увлекательность педагогической профессии, возможность помощи социально неблагополучным детям и др.);
  • ? ценности прагматического характера (социальные гарантии, карьера, оплачиваемый отпуск и др.).

Среди названных педагогических ценностей можно выделить ценности самодостаточного и инструментального типов. Самодостаточные — это ценности-цели, включающие творческий характер труда педагога, престижность, социальную значимость, ответственность перед государством, возможность самоутверждения, любовь и привязанность к детям. Ценности этого типа служат основанием развития личности и учителя, и учащихся. Ценности-цели выступают в качестве доминирующей аксиологической функции в системе других педагогических ценностей, поскольку в целях отражен основной смысл деятельности учителя.

Осуществляя поиск путей реализации целей педагогической деятельности, педагог выбирает свою профессиональную стратегию, содержание которой составляет развитие себя и других. Следовательно, ценностицели отражают государственную образовательную политику и уровень развития самой педагогической науки, которые, субъективируясь, становятся значимыми факторами педагогической деятельности и влияют на инструментальные ценности, называемые ценностями-средствами. Они формируются в результате овладения теорией, методологией и педагогическими технологиями, составляя основу профессионального образования педагога.

Ценности-средства образуют триединую систему средств. Назовем их.

Технологии обучения и воспитания — собственно педагогические действия, направленные на решение образовательных задач.

Технологии общения — коммуникативные действия, позволяющие реализовать личностнои профессионально-ориентированные задачи.

Технологии поведения — действия, отражающие субъектную сущность педагога. Именно технологии поведения и объединяют все три подсистемы действий в единую аксиологическую функцию, в которой проявляются:

  • ? ценности-отношения к профессиональной деятельности, учащимся, самому себе;
  • ? ценности-качества профессионально-личностных характеристик педагога;
  • ? ценности-знания основ, систем, законов и закономерностей педагогической теории.

Названные группы педагогических ценностей порождают друг друга, образуют аксиологическую модель, имеющую синкретический (слитный, нерасчлененный) характер. Он проявляется в том, что ценности-цели определяют ценности-средства, а ценности-отношения зависят от ценностей-целей и ценностей-качеств и т. д., т. е. они функционируют как единое целое. Данная модель может выступать критерием педагогических ценностей. Она определяет тональность культуры, обусловливая избирательный подход как к ценностям, имеющимся в истории того или иного народа, так и к вновь создаваемым произведениям человеческой культуры.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой