Классификация педагогических ценностей
Социально-педагогические ценности функционируют в различных социальных системах, проявляясь в общественном сознании. Это совокупность идей, представлений, норм, правил, традиций, регламентирующих деятельность общества в сфере образования. Ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности (возможности развития профессионально-творческих способностей, приобщение к мировой… Читать ещё >
Классификация педагогических ценностей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Педагогические ценности классифицируются по принципу уровня своего существования.
Социально-педагогические ценности функционируют в различных социальных системах, проявляясь в общественном сознании. Это совокупность идей, представлений, норм, правил, традиций, регламентирующих деятельность общества в сфере образования.
Групповые педагогические ценности — совокупность идей, концепций, норм, регулирующих и направляющих педагогическую деятельность в рамках определенных образовательных институтов. Совокупность таких ценностей имеет целостный характер, обладает относительной стабильностью и повторяемостью.
Личностно-педагогические ценности выступают как социально-психологические образования, в которых отражаются цели, мотивы, идеалы и другие мировоззренческие характеристики личности учителя, составляющие в своей совокупности систему его ценностных ориентаций.
Эта система включает:
- ? ценности общественной значимости труда педагога (престижность педагогической деятельности, признание профессии ближайшим личным окружением и др.);
- ? ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг (общение с детьми, коллегами, референтными людьми, обмен идеями, знаниями и личным опытом и др.);
- ? ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности (возможности развития профессионально-творческих способностей, приобщение к мировой культуре, занятие любимым предметом, постоянное самосовершенствование и др.);
- ? ценности творческой самореализации (творческий характер труда педагога, романтичность и увлекательность педагогической профессии, возможность помощи социально неблагополучным детям и др.);
- ? ценности прагматического характера (социальные гарантии, карьера, оплачиваемый отпуск и др.).
Среди названных педагогических ценностей можно выделить ценности самодостаточного и инструментального типов. Самодостаточные — это ценности-цели, включающие творческий характер труда педагога, престижность, социальную значимость, ответственность перед государством, возможность самоутверждения, любовь и привязанность к детям. Ценности этого типа служат основанием развития личности и учителя, и учащихся. Ценности-цели выступают в качестве доминирующей аксиологической функции в системе других педагогических ценностей, поскольку в целях отражен основной смысл деятельности учителя.
Осуществляя поиск путей реализации целей педагогической деятельности, педагог выбирает свою профессиональную стратегию, содержание которой составляет развитие себя и других. Следовательно, ценностицели отражают государственную образовательную политику и уровень развития самой педагогической науки, которые, субъективируясь, становятся значимыми факторами педагогической деятельности и влияют на инструментальные ценности, называемые ценностями-средствами. Они формируются в результате овладения теорией, методологией и педагогическими технологиями, составляя основу профессионального образования педагога.
Ценности-средства образуют триединую систему средств. Назовем их.
Технологии обучения и воспитания — собственно педагогические действия, направленные на решение образовательных задач.
Технологии общения — коммуникативные действия, позволяющие реализовать личностнои профессионально-ориентированные задачи.
Технологии поведения — действия, отражающие субъектную сущность педагога. Именно технологии поведения и объединяют все три подсистемы действий в единую аксиологическую функцию, в которой проявляются:
- ? ценности-отношения к профессиональной деятельности, учащимся, самому себе;
- ? ценности-качества профессионально-личностных характеристик педагога;
- ? ценности-знания основ, систем, законов и закономерностей педагогической теории.
Названные группы педагогических ценностей порождают друг друга, образуют аксиологическую модель, имеющую синкретический (слитный, нерасчлененный) характер. Он проявляется в том, что ценности-цели определяют ценности-средства, а ценности-отношения зависят от ценностей-целей и ценностей-качеств и т. д., т. е. они функционируют как единое целое. Данная модель может выступать критерием педагогических ценностей. Она определяет тональность культуры, обусловливая избирательный подход как к ценностям, имеющимся в истории того или иного народа, так и к вновь создаваемым произведениям человеческой культуры.