Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Вертикальные границы фирмы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, крупная вертикально интегрированная фирма сталкивается с высокими издержками контроля и управления при небольших трансакционных издержках. А мелкая самостоятельная фирма, действующая наряду со многими другими производителями в вертикальной продуктовой цепочке, будет характеризоваться низкими издержками контроля и управления, но высокими трансакционными затратами. Сопоставление… Читать ещё >

Вертикальные границы фирмы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Фирма может расти не только вширь, увеличивая объемы производства какого-либо товара, но и вглубь — вдоль вертикальной продуктовой цепочки. Пока продукт попадет в руки конечному потребителю и будет использован, ему предстоит пройти длинный путь от добычи ресурса до розничного торговца. Возьмем, например, обычный деревянный письменный стол. Для того чтобы потребитель мог сидеть за этим столом, лесная компания должна была найти подходящее дерево в лесу, срубить его и доставить на деревообрабатывающую фабрику, где его распилили на доски. Затем доски поступили на мебельную фабрику, где из них сделали письменный стол. А мебельная фабрика должна была поставить стол магазину мебели, где он и был куплен. Таким образом, стол прошел несколько этапов:

добыча ресурса — обработка ресурса — производство товара — торговля — конечный потребитель.

Этот ряд этапов последовательного перемещения и обработки продукта называется «вертикальная продуктовая цепочка».

Возникает вопрос: те производители и торговцы, которые действуют на каждом этапе продуктовой цепочки (лесная компания, деревообрабатывающая фабрика, мебельная фабрика, мебельный магазин), составляют одну или несколько фирм?

Возможен любой вариант. Каждый производитель может представлять собой самостоятельную фирму, действующую относительно независимо от других. Но возможна и ситуация, когда все или часть производителей объединяются в одну большую вертикально интегрированную фирму. В каких случаях в продуктовой цепочке будет преобладать вертикальная интеграция, а в каких — самостоятельные фирмы — производители? Ответ зависит от еще одной стороны деятельности фирмы — контрактов.

Если продуктовая цепочка состоит из самостоятельных фирм, то как одна фирма узнает, что нужно другой? Например, как мебельная фабрика узнает, сколько ей нужно произвести столов и сколько для этого закупить досок? Мебельная фабрика заключает контракт — договор с поставщиком ресурса на поставку досок и еще один договор с покупателем своей продукции (мебельным магазином) об объемах продаж столов.

Заключение

контракта сопровождается издержками. К ним относятся затраты времени и усилий на поиск подходящего делового партнера, ведение переговоров, определение условий договора (то, что устраивает мебельную фабрику, может не подходить мебельному магазину), а также издержки на оплату юристов, экономистов и других специалистов, чьи услуги требуются при заключении контракта. Все они составляют трансакционные издержки — затраты, связанные с трансакцией, сделкой, контрактом.

Когда все производители и торговцы входят в вертикально интегрированную фирму, контракты становятся не нужными. Раз каждый производитель является подразделением (предприятием) одной и той же фирмы, то он не обладает, как мы знаем, производственной самостоятельностью. Каждое предприятие вдоль вертикальной продуктовой цепочки будет выпускать тот товар и в таком количестве, как это определяет фирма в целом. Трансакционные издержки в этом случае будут равны нулю.

Если вертикально интегрированная фирма хорошо справляется с производством продукта (экономит на трансакционных издержках), то почему в некоторых отраслях продолжают существовать самостоятельные производители, не объединяясь в одну структуру?

При вертикальном росте фирмы увеличиваются численность занятых и протяженность производственного процесса. Совокупный результат деятельности фирмы оказывается следствием деятельности не одного или нескольких сотрудников, а многих подразделений и множества работников. В результате теряется связь между трудом и его продуктом. Если купленный стол оказался некачественным (развалился, как только его привезли домой из магазина), кто будет отвечать за брак: мебельная фабрика, которая произвела дефектный стол; мебельный магазин, который неправильно его упаковал; деревообрабатывающий завод, который плохо обтесал бревна?

Чтобы избежать претензий конечных потребителей, вертикально интегрированная фирма вынуждена контролировать качество деятельности на каждом этапе продуктовой цепочки. И чем она длиннее, чем больше предприятий в нее вовлечено, тем выше издержки контроля и управления.

Таким образом, крупная вертикально интегрированная фирма сталкивается с высокими издержками контроля и управления при небольших трансакционных издержках. А мелкая самостоятельная фирма, действующая наряду со многими другими производителями в вертикальной продуктовой цепочке, будет характеризоваться низкими издержками контроля и управления, но высокими трансакционными затратами. Сопоставление величин трансакционных издержек и издержек контроля и управления показывает нижнюю и верхнюю вертикальные границы фирмы.

Итак, фирма как обособленный субъект экономической деятельности существует между двумя видами издержек — трансакционными издержками (ТАИ), которые определяют нижнюю границу фирмы, ее минимальный размер, и издержками контроля (ИК), которые задают верхнюю границу фирмы, ее максимальный размер (рис. 11.2).

Вертикальные границы фирмы.

Рис. 11.2. Вертикальные границы фирмы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой