Экономическая теория
Важно отметить и новое в методологии расчетов Росстата: начиная с оценок ВВП за I квартал 2005 г., построение счетов производства и образования доходов осуществляется только по видам экономической деятельности. Как отмечается в комментариях Росстата, этот способ расчета вводится в рамках реализации «Комплексного плана мероприятий по внедрению общероссийского классификатора видов экономической… Читать ещё >
Экономическая теория (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ РЫНКА»
ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ
" ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ"
САМАРА 2012
1. Определите ВВП по потоку расходов и размер ЧНП на основании следующим данным (млрд.долл.)
Государственные закупки | ||
Личные потребительские расходы | ||
Валовые внутренние инвестиции | ||
Зарплата | ||
Трансферные платежи населению | ||
Амортизационные отчисления | ||
Процент за кредит | ||
Экспорт | ||
Импорт | ||
Приведите подробный расчет Расчет ВВП по расходам ВВП = С + I + G + NX,
Где С — потребительские расходы населения
I — валовые частные инвестиции в национальную экономику
G — государственные закупки товаров и услуг
NX — чистый экспорт, который представляет собой разность между экспортом и импортом данной страны.
ВВП = 800 + 500 + 510 + 50= 1860
ЧНП = ВВП — амортизация = 1860−80 = 1780
В макроэкономической науке принято выделять три метода исчисления ВВП:
1) производственный;
2) суммирования расходов;
3) суммирования доходов.
Использование любого метода дает в итоге одинаковую величину ВВП. Но прежде чем перейти к рассмотрению методов расчета ВВП, заметим, что источники сведений для системы национальных счетов весьма разнообразны. Ими могут быть отчеты и обследования деятельности предприятий, бухгалтерские балансы, статистика розничных продаж, выборочные обследования различных отраслей промышленности, отчеты банков о прибылях и убытках, обследования бюджетов домашних хозяйств, налоговые декларации экономических субъектов и другие источники.
А. Производственный метод (метод суммирования добавленной стоимости) Согласно этому методу, валовой внутренний продукт представляет собой суммарную рыночную оценку текущего производства конечных товаров и услуг, произведенных в границах страны за определенный период времени (обычно за год). Поясним данное определение.
Во-первых, речь идет о конечных товарах и услугах, т. е. товарах, предназначенных для конечного потребления, в отличие от промежуточных товаров и услуг (сырья, материалов и услуг, используемых в качестве затрат на производство), которые поступают в дальнейшую переработку. Деление благ на конечные и промежуточные определяется их функциональным назначением. Так, яблоки, купленные домашней хозяйкой для потребления ее семьей, являются конечным товаром. А яблоки, которые приобрел консервный завод в качестве сырья для производства компотов и варенья, относятся к промежуточной продукции.
Во-вторых, речь идет именно о внутреннем продукте, т. е. ВВП, произведенном на территории данной страны. От валового внутреннего продукта следует отличать валовой национальный доход, заменивший собой прежний показатель валового национального продукта (ВНП). Валовой национальный доход (ВНД) представляет собой текущую рыночную оценку всех конечных товаров и услуг, созданных факторами производства, находящимися в собственности резидентов, в том числе и на территории других государств.
Для оценки уровня жизни населения важно знать не только уровень ВВП или ВНД, но и их значения в расчете на душу населения.
Каким же образом подсчитать стоимость конечных товаров и услуг? Ведь в цене каждого товара «сидят» затраты, связанные со стоимостью промежуточной продукции. Нам же необходимо суммировать только добавленную стоимость, т. е. то, что предприятие (фирма) добавило к стоимости производимого продукта. Добавленная стоимость — это разница между доходами фирмы от продажи товаров и затратами на покупку сырья и полуфабрикатов у других фирм.
Примечательно, что добавленная стоимость может быть и отрицательной, в частности, если фирма, перерабатывая в готовую продукцию сырье и материалы, например металл, создает некий продукт (кастрюлю, автомобиль, трактор), который не пользуется спросом у потребителей. Продать такие товары невозможно или можно, лишь сильно снизив на них цену, даже ниже стоимости закупленного сырья. Попросту говоря, создание отрицательной добавленной стоимости — это растрата ограниченных ресурсов общества, что было характерно для деятельности многих предприятий в условиях социалистической экономики и, к сожалению, для деятельности некоторых предприятий в условиях переходной экономики.
Б. Метод суммирования расходов Валовой внутренний продукт, подсчитанный по этому методу, представляет собой сумму расходов экономических агентов на все конечные товары и услуги: хлеб, яблоки, станки, услуги ЖКХ, парикмахера, водителя троллейбуса и т. д. Итак, каковы основные статьи расходов экономических агентов, которые мы должны учесть?
1. Личное потребление, или потребительские расходы ©.
2. Валовые внутренние инвестиции, или капиталовложения (Ig), т. е. чистые инвестиции (In) + амортизация (d). Прилагательное внутренние означает, что инвестиции осуществлены гражданами данной страны, но не обязательно являются расходами на товары и услуги, произведенные в данной стране. Например, в них могут входить и расходы на импортные товары. Чистые инвестиции — это прирост запаса инвестиционных товаров (капитальных благ). Вместе с тем станки, машины, оборудование в течение года изнашиваются, и для возмещения их износа требуются ежегодные амортизационные отчисления.
Принято выделять следующие виды инвестиций: в жилищное строительство; в основной капитал (станки, машины, оборудование и т. п.); в товарно-материальные запасы.
3. Государственное потребление, или государственные закупки, товаров и услуг (G). В состав этого показателя не входят государственные трансферты (различные виды социальной помощи), которые являются результатом перераспределения.
4. Экспорт (минус импорт) товаров и услуг, т. е. чистый экспорт {NX).
Таким образом, обозначив ВВП буквой Y, мы можем записать основное макроэкономическое тождество, используемое в системе национальных счетов:
Y=C + Ig + G + NX.
В. Метод суммирования доходов На добавленную стоимость, о которой шла речь выше, можно посмотреть и по-иному: ведь добавленная стоимость — это то, что фирма оплачивает в виде доходов владельцам факторов производства: заработная плата, прибыль, процент, рента. Следовательно, сумма всех добавленных стоимостей должна быть равна сумме всех доходов (оплата труда наемных работников, прибыль, процент, рентные платежи). Иными словами, концептуально метод суммирования доходов совпадает с производственным методом.
Следует, однако, заметить, что при этом методе мы должны прибавить к сумме всех доходов амортизацию и косвенные налоги. Последние два компонента не являются доходами, так как не включают оплату чьих-то услуг. Но без добавления этих двух показателей мы не получим одинаковых результатов подсчета ВВП по производственному методу и методу суммирования доходов.
В определенном смысле последний метод подсчета ВВП может рассматриваться как контрольный, поскольку он рассчитывается на основе иных источников (например, налоговых деклараций), нежели производственный метод и метод суммирования расходов.
Важно отметить и новое в методологии расчетов Росстата: начиная с оценок ВВП за I квартал 2005 г., построение счетов производства и образования доходов осуществляется только по видам экономической деятельности. Как отмечается в комментариях Росстата, этот способ расчета вводится в рамках реализации «Комплексного плана мероприятий по внедрению общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД)» в практику российской экономики. Любознательный читатель, пожелавший узнать объем номинального и реального ВВП за 2005 г. и последующие кварталы 2006 г. на сайте Росстата, должен воспользоваться тем показателем ВВП, рядом с которым указана аббревиатура ОКВЭД. Построение счетов производства по отраслям экономики согласно методологии общероссийского классификатора по отраслям народного хозяйства (ОКОНХ) завершено оценками за 2004 г.
При подсчете ВВП в его величину не включаются:
— стоимость финансовых сделок (рыночные цены акций, облигаций и других финансовых инструментов);
— стоимость подержанных (проданных) товаров, антиквариата, так как они были произведены в предыдущий период времени;
— частные трансферты (например, денежные переводы);
— государственные трансферты (помощь из государственного бюджета неполным семьям, ветеранам войн, социальные пособия).
Все перечисленные виды сделок не создают добавленной стоимости в текущем году, поэтому и не входят в состав ВВП.
2. Дайте определение совокупного спроса. Что определяет форму кривой совокупного спроса Совокупный спрос — это объем товаров и услуг (объем национального продукта, совокупность конечных товаров), который потребители, предприятия и правительство готовы купить (на которые предъявляется спрос на рынках страны) при данному уровне цен (в данный момент времени, при данных условиях).
Совокупный спрос () — это сумма планируемых расходов на приобретение конечной продукции; это реальный объем производства, который потребители (включая фирмы и правительство) готовы купить при данном уровне цен. Основной фактор, влияющий на — общий уровень цен. Их взаимосвязь отражается кривой, которая показывает изменение суммарного уровня всех расходов в экономике в зависимости от изменения уровня цен. Зависимость между реальным объемом производства и общим уровнем цен является отрицательной или обратной. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо выделить основные составляющие: потребительский спрос, инвестиционный спрос, спрос со стороны государства и чистый экспорт, и проанализировать воздействие изменения цен на эти составляющие.
Совокупный спрос
§ — Спрос населения страны на потребительские товары
§ — Спрос предприятий на инвестиции
§ — Государственные закупки (госзаказы)
§ — Экспортируемый спрос (иностранные покупатели товаров на экспорт) Потребление: с ростом уровня цен реальная покупательская способность падает, в результате чего потребители будут чувствовать себя менее состоятельными и соответственно будут покупать меньшую долю реального выпуска по сравнению с той, которую они купили бы при прежнем уровне цен.
Инвестиции: рост уровня цен приводит, как правило, к росту процентных ставок. Кредит становится более дорогим, а это удерживает фирмы от осуществления новых инвестиций, т. е. повышение уровня цен, воздействуя на процентные ставки, приводит к уменьшению второй составляющей — реального объема инвестиций.
Государственные закупки товаров и услуг: в той степени, в которой расходные статьи госбюджета определяются в номинальном денежном выражении, реальная величина государственных закупок при повышении уровня цен также будет сокращаться.
Чистый экспорт: при росте уровня цен в одной стране импорт из других стран будет расти, а экспорт из этой страны — сокращаться, в результате реальный объем чистого экспорта снизится.
Равновесный уровень цен и равновесный объем производства Совокупный спрос и предложение воздействуют на установленние равновесного общего уровня цен и равновесного объема производства в экономике в целом.
При прочих равных условиях, чем ниже уровень цен, тем большую часть национального продукта захотят приобрести потребители.
Зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального продукта, на который предъявляется спрос, выражается графиком совокупного спроса, который имеет отрицательный наклон.
На динамику потребления национального продукта влияют ценовые и неценовые факторы. Действие ценовых факторов реализуется через изменение в объеме на товары и услуги и графически выражается движением вдоль кривой от точки к точке. Неценовые факторы вызывают изменение в, сдвигая кривую влево или вправо до или .
Ценовые факторы кроме уровня цен:
§ Эффект процентной ставки. При постоянной денежной массе увеличение уровня цен вызовет увеличение процентной ставки, так как растет потребность в деньгах у потребителей для покупок товаров, у производителей для оплаты ресуров. Но возросшие процентные ставки сократят потребительские расходы и инвестиции, то есть произойдет сокращение на реальный объем национального продукта. Высокая процентная ставка увеличит объемы вкладов населения, тем самым отвлекая деньги от спроса на товары.
§ Эффект богатства (дохода). Рост уровня цен (инфляция) сокращает реальную стоимость, или покупательную способность, финансовых активов (акций, облигаций) с фиксированной стоимостью, которой владеют покупатели. В результате снижаются потребительские расходы и
§ Эффект импортных закупок. При увеличении цен внутри страны на отечественные товары падает спрос на отечественные товары, а на более дешевые импортные увеличивается. Одновременно снижается экспорт товаров за границу. Все это приведет к снижению на отечественные товары. И наоборот, если растут цены на импортные товары, то возрастет спрос на отечественные товары, как это произошло в России после дефолта 1998 года.
Неценовые детерминанты (факторы) влияющие на совокупный спрос:
Потребительские расходы, которые зависят от:
Благосостояния потребителей. При увеличении благосостояния увеличиваются потребительские расходы, то есть происходит увеличение AD
Ожидания потребителей. Если ожидается увеличение реальных доходов, то увеличиваются расходы в текущем периоде, то есть увеличивается AD
Задолженности потребителя. Долги снижают текущее потребление и AD
Налогов. Высокие налоги снижают совокупный спрос.
§ Инвестиционные расходы, к которым относят:
Изменение процентных ставок. Увеличение процентной ставки приведет к снижению инвестиционных расходов и соответственно снижению совокупного спроса.
Ожидаемые прибыли от инвестиций. При благоприятном прогнозе увеличивается AD.
Налоги с предприятий. При повышении налогов снижается AD.
Новые технологии. Обычно приводят к увеличиению инвестиционных расходов и росту совокупного спроса.
Избыточные мощности. Используются не полностью, нет стимула к наращиванию дополнительных мощностей, снижаются инвестиционные расходы и падает AD.
§ Государственные расходы
§ Расходы на чистый экспорт
§ Национальный доход других стран. Если национальный доход стран растет, то они увеличивают закупки за границей и тем самым способствуют увеличению совокупного спроса в другой стране.
§ Валютные курсы. Если курс на собственную валюту растет, то страна может больше закупать иностранных товаров, а это ведет к увеличению AD.
3. Что такое предельная склонность к потреблению (ПСП) и предельная склонность к сбережению (ПСС) Потребление — использование продукта в процессе удовлетворения потребностей. В экономике потребление приравнивается к приобретению благ или услуг. Потребление становится возможным вследствие получения дохода или траты сбережений.
Сбережения — доход, не израсходованный на приобретение товаров и услуг в рамках текущего потребления.
График склонности к потреблению представляет собой изображенное в форме кривой отношение потребления к доходу. Кривая С показывает склонность населения к потреблению при различных уровнях дохода. Точка пересечения этой кривой с линией, проведенной под углом 450 показывает равновесие потребительских доходов и расходов (точка А). В том случае, если кривая С лежит над линией 450, расходы превышают доходы и имеет место чистое отрицательное сбережение (например, точка В). Если же кривая С проходит под линией 450, то имеет место превышение доходов над расходами, или чистое положительное сбережение (точка D).
График склонности к сбережениям — это представленное в форме кривой отношение сбережений к доходу. Каждая точка этой кривой показывает, сколько общество готово сберегать при каждом данном уровне дохода.
Предельная склонность к потреблению характеризует динамику потребления в результате прироста дохода. Увеличение дохода на одну единицу (долю, часть) ведет к изменению потребления. Предельная склонность к потреблению (Мс) исчисляется в виде отношения прироста потребления (sС) к приросту дохода (sV), т. е.
Мс = s С: sV.
С экономической точки зрения сбережения представляют ту часть дохода общества (национального дохода), которая призвана пойти на накопление, расширение производства. Предельная склонность к сбережению (МРS) выражает отношение любого изменения в сбережениях к изменению в доходах:
(3.6)
График функции сбережения [6]показывает зависимость сбережений от размера дохода. Формула функции записывается как S = -C0 + MPS*Y. Наклон графика определяется предельной склонностью к сбережению, например, 0.2. Точка Е — уровень нулевого сбережения (равенство доходов и расходов). Слева от этой точки заштрихованная область, которая называется отрицательным сбережением (т.е. расходы превышают доходы). Автономное потребление представлено как отрицательное сбережение при нулевом доходе.
Следует отметить, что предельные склонности к потреблению и сбережению не изменяются на краткосрочных отрезках времени, поэтому их рассматривают как постоянные величины на протяжении долгосрочного периода.
1. ДЕНЕЖНАЯ МАССА. ПРЕДЛОЖЕНИЕ И СПРОС НА ДЕНЬГИ Денежная масса — совокупность всех денежных средств находящихся в хозяйстве в наличной и безналичной формах обеспечивающих обращение то варов и услуг в народном хозяйстве. В структуре денежной массы выделяется активная часть, к которой относятся денежные средства реально обслуживающие хозяйственный оборот, и пассивная часть включающая денежные накопления, остатки на счетах, которые потенциально могут служить расчетными средствами. Особое место в структуре денежной массы занимают так называемые «квазиденьги» (от латинского quasi" как будто почти), т. е. денежные средства на срочных счетах сберегательных вкладах, в депозитных сертификатах, акциях инвестиционных фондов которые вкладывают средства только в краткосрочные денежные обязательства. Совокупность наличных денег (металлические деньги и банкноты) и денег для безналичных расчетов в центральном банке (бессрочные вклады) составляют деньги центрального банка. Их называют монетарной или денежной базой, так как они определяют суммарную денежную массу в народном хозяйстве. Денежная масса, которой располагает народное хозяйство для осуществления операции обмена и платежа, зависит от предложения денег банковским сектором и от спроса на деньги, т. е. стремления учреждении небанковского сектора иметь у себя определенную денежную сумму в виде наличных денег или вкладов до востребования (схема 1).
Под предложением денег обычно понимают денежную массу в обращении, т. е. совокупность платежных средств, обращающихся в стране в данный момент. Однако, ни среди государственных должностных лиц, отвечающих за регулирование денежного предложения, ни среди экономистов нет единой точки зрения на то, из каких отдельных элементов состоит денежное предложение: разнообразие форм вложения финансовых средств достигло такой степени, что переход от собственно денег (банкноты вклады до востребования) к ликвидным и полуликвидным формам их размещения совершается незаметно. В результате граница между деньгами и не денежными авуарами теперь не такая четкая, как раньше. Для характеристики денежного предложения применяются различные обобщающие показатели, так называемые денежные агрегаты. К ним обычно относят следующие.
1) Агрегат M-1 — («деньги для сделок») — это показатель, предназначенный для измерения объема фактических средств обращения. Он включает наличные деньги (банкноты и разменные монеты) и банковские деньги.
2) Агрегаты М-2 и М-3 включают кроме М-1, денежные средства на сберегательных и срочных счетах, а также депозитные сертификаты. Эти средства не являются деньгами, поскольку их невозможно непосредственно использовать для сделок купли продажи, а их изъятие подчинено определенным условиям, однако они похожи на деньги в двух отношениях: с одной стороны, они могут быть в короткие сроки выброшены на рынок товаров и услуг, с другой — они позволяют осуществлять накопление денег. Не случайно их называют «почти деньгами» .
3) Наиболее полные агрегаты денежного предложения — L и D. L наряду с М-3 включает прочие ликвидные (легко реализуемые) активы, такие, как краткосрочные государственные ценные бумаги. Они называются ликвидными, так как без особых трудностей могут быть превращены в наличность. Агрегат D включает все ликвидные средства и закладные, облигации и другие аналогичные кредитные инструменты.
Агрегаты М-3, L и D более четко отражают тенденции в развитии экономики, чем М-I: резкие изменения в этих агрегатах часто сигнализируют об аналогичных изменениях в ВНП. Так, быстрый рост денежной массы и кредита сопровождает период подъема, а их сокращение часто сопровождается спадами. Однако большинство экономистов предпочитают использовать агрегат М-1, так как он включает активы, непосредственно используемые в качестве средства обращения. В дальнейшем будем понимать под предложением денег агрегат М-1
Каким образом деньги поступают в экономику, позволяя ей функционировать и развиваться с наибольшей эффективностью, или, другими словами, кто определяет денежное предложение? Деньги эмитируются (выпускаются в обращение) тремя типами учреждений: коммерческими банками, государственным казначейством и эмиссионным банком.
Спрос на деньги вытекает из двух функции денег — как средства обращения и средства сохранения богатства. В первом случае речь идет о спросе на деньги для заключения сделок купли-продажи (трансакционный спрос), во втором — о спросе на деньги как средстве приобретения прочих финансовых активов (прежде всего облигации и акции). Трансакционныи спрос объясняется необходимостью хранения денег в форме наличных или средств на текущих счетах коммерческих банков и иных финансовых институтов с целью осуществления запланированных и незапланированных покупок и платежей. Спрос на деньги для сделок определяется главным образом общим денежным доходом общества и изменяется прямо пропорционально номиналу ВНП. Спрос на деньги для приобретения прочих финансовых активов определяется стремлением получить доход в форме дивидендов или процентов и изменяется обратно пропорционально уровню процентной ставки. Эта зависимость отражается кривой спроса на деньги Dm (рис.1).
Кривая общего спроса на деньги Dm обозначает общее количество денег, которое население и фирмы хотят иметь для сделок приобретения акции и облигаций при каждой возможной величине процентной ставки.
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ СПРОСА НА ДЕНЬГИ Спрос на деньги и количественная теория Современная трактовка количественной теории основана на понятии скорости обращения денег в движении доходов, которая определяется как:
V=,
где V — скорость обращения денег;
Р — абсолютный уровень цен;
Y — реальный объем производства;
М — количество денег в обращении.
Если преобразовать формулу этого уровня:, мы увидим, что количество денег, находящихся в обращении, равно отношению номинального дохода к скорости обращения денег. Если заменить М в левой части уравнения на параметр Dm — величину спроса на деньги то получим:. Из этого уравнения следует, что величина спроса на деньги зависит от следующих факторов:
— абсолютного уровня цен. При прочих равных условиях, чем выше уровень цен, тем выше спрос на деньги и наоборот;
— уровня реального объема производства. По мере его роста повышаются реальные доходы населения, а значит, людям потребуется больше денег, так как наличие более высоких реальных доходов подразумевает и рост объема сделок;
— скорости обращения денег. Соответственно все факторы, влияющие на скорость обращения денег, будут влиять и на спрос на деньги.
Спрос на деньги в кейнсианской модели Дж. М. Кейнс рассматривал деньги как один из типов богатства и считал, что та часть активов, которую население и фирмы желают хранить в форме денег, зависит от того, насколько высоко они ценят свойство ликвидности. Деньги М-1 являются ликвидными активами. Дж. Кейнс назвал свою теорию спроса на деньги теорией предпочтения ликвидности.
Как считал Дж. Кейнс, три причины побуждают людей хранить часть их богатств в форме денег:
1) использование денег в качестве средства платежа (трансакционныи мотив хранения денег);
2) обеспечение в будущем возможности распоряжаться определенной частью своих ресурсов в форме наличных денег (мотив предосторожности);
3) спекулятивный мотив — хранения денег, возникающий из желания избежать потерь капитала, вызванных хранением активов в форме облигаций в периоды ожидаемого повышения норм ссудного процента.
Именно этот мотив формирует обратную связь между величиной спроса на деньги и нормой процента.
Современная теория спроса на деньги Современная теория спроса на деньги отличается от теоретической модели Дж. Кейнса следующими особенностями. Она:
1) рассматривает более широкий диапазон активов, помимо беспроцентного хранения денег и долгосрочных облигации. Вкладчики могут обладать портфелями как с приносящими процент формами денег, так и с беспроцентными формами денег. Помимо этого они должны обладать иными видами ликвидных активов: средства на сберегательных и срочных счетах ценные краткосрочные бумаги, облигации и акции корпорации и т. п.;
2) отвергает разделение спроса на деньги на основании транзакционных, спекулятивных мотивов и мотива предосторожности. Процентная ставка влияет на спрос на деньги, но лишь вследствие того, что норма процента представляет собой альтернативную стоимость хранения денег;
3) рассматривает богатство как основной фактор спроса на деньги;
4) включает и другие условия, влияющие на желание населения и фирм предпочесть ликвидный актив, например, изменения в ожиданиях при пессимистическом прогнозе на будущую конъюнктуру величина спроса на деньги будет расти, при оптимистическом прогнозе спрос на деньги упадет;
5) учитывает наличие инфляции и четко разграничивает такие понятия, как реальный и номинальный доход, реальную и номинальную ставку процента, реальные и номинальные величины денежной массы.
3. МОДЕЛЬ ДЕНЕЖНОГО РЫНКА. РАВНОВЕСИЕ НА ДЕНЕЖНОМ РЫНКЕ Денежный рынок — это рынок, на котором спрос на деньги и их предложение определяют уровень процентной ставки, «цен» денег, это сеть институтов обеспечивающих взаимодействие спроса и предложения денег.
На денежном рынке деньги «не продаются» и «не покупаются» подобно другим товарам. В этом специфика денежного рынка. При сделках на денежном рынке деньги обмениваются на другие ликвидные средства по альтернативной стоимости, измеренной в единицах номинальной нормы процента.
На рис. 2 приведены типичные кривые спроса и предложения денег. Кривая предложения Sm имеет форму вертикальной прямой при допущении, что центральный банк, контролирующий денежное предложение, стремится поддерживать его на фиксированном уровне независимо от изменении номинальной процентной ставки. Как и на любом рынке, равновесие на денежном рынке имеет место в точке пересечения кривых спроса и предложения.
Из анализа графика видно, что население и фирмы будут держать на руках точно 150 млрд руб. лишь при процентной ставке, равной 7%. При более низкой норме процента они будут стараться увеличить количество денег в своих портфелях, тем самым, снижая цены на ценные бумаги, и повышая норму процента, достигая, таким образом, равновесия, и наоборот.
А сейчас попробуем оценить влияние изменений, возникающих в предложении или спросе на деньги. Сначала рассмотрим реакцию денежного рынка на изменение денежного предложения. Допустим, предложение денег увеличилось с 150 до 200 млрд руб. (рис. 3).
Результатом увеличения количества денег в обращении будет уменьшение ставки процента с 8 до 5%. Почему? При ставке процента, равной 7%, людям потребуется лишь 150 млрд руб. Излишек предложения в 50 млрд руб. они инвестируют в ценные бумаги или другие финансовые активы. В итоге курсы ценных бумаг будут расти, что эквивалентно падению процентной ставки. (Например, по долгосрочной облигации выплачивается процент в 300 руб. в год. Если цена облигации равна 3000 руб., то норма процента равна 10%. Если цена облигации увеличится до 4000 руб., то норма про цента составит лишь 7,5%). По мере падения процентной ставки цена хранения денег также уменьшается, население и фирмы увеличивают количество наличности и чековых вкладов. При ставке, равной 5%, равновесие на денежном рынке будет восстановлено: спрос и предложение денег будут равны 200 млрд руб. Что произойдет при уменьшении денежного предложения? При сокращении предложения денег возникает временный их дефицит. Население пытается преодолеть нехватку денег путем продажи акций и облигаций. Рост предложения на рынке ценных бумаг понизит их рыночную стоимость и одновременно увеличит процентную ставку. Более высокая процентная ставка повышает цену хранения денег и уменьшает их количество, которое люди хотят иметь на руках. Спрос на деньги сокращается, и денежный рынок возвращается к равновесию Проанализируем последствия изменения в спросе на деньги (рис 114).
спрос потребление сбережение деньги Первоначально рынок находится в равновесии в точке Е1 при номинальной ставке, равной 7%. Рост номинального дохода сдвигает кривую спроса на деньги в положение Dm2.
При исходной процентной ставке население и фирмы хотели бы держать на руках 200 млрд руб., несмотря на то, что банковская система может предложить лишь 150 млрд руб. Население и фирмы предпринимают попытки приобрести больше денег, продавая ценные бумаги. Эти действия приводят к повышению номинальной ставки процента до 12%, что обеспечивает соответствие количества денег, находящихся в обращении, количеству денег, хранящихся у населения и фирм согласно с их желаниями. Денежный рынок достигает нового положения равновесия. Уменьшение спроса на деньги запускает рассмотренные процессы в обратную сторону.