Вступление России в Всемирную Торговую Организацию (ВТО)
После представления в 1998 г. Россией первоначальных предложений по доступу на рынок товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства начались переговоры на двустороннем уровне. В 1999 г. членам ВТО была передана первая редакция Перечня специфических обязательств по доступу на рынок услуг и проект Списка изъятий из режима наибольшего благоприятствования (РНБ). Начиная с 2000 г. переговоры стали… Читать ещё >
Вступление России в Всемирную Торговую Организацию (ВТО) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Попытки создать Всемирную торговую организацию были предприняты сразу по окончании Второй мировой войны. Люди, которые этим занимались, ясно представляли, что такой важный участок международного экономического общения, как международная торговля, не может существовать без общепринятых правил движения на мировом рынке.
Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) было подписано в 1947 г. 23 странами как временное соглашение, регулирующее торгово-политические отношения государств-участников. Тогда, в 1947 г., впервые в практике мировой торговли, страны-учредители достигли договоренности о взаимных тарифных уступках, то есть о снижении ставок пошлин по согласованным товарным позициям.
В 1946 г. СССР отклонил предложение принять участие в Генеральном соглашении о тарифах и торговле ГАТТ и в 1949 году стал учредителем Совета экономической взаимопомощи. Изначально в него вошли 11 государств, но по-настоящему активно он начал действовать только в 1960.
Круг вопросов, выносившихся на многосторонних торговых переговорах, со временем расширялся и усложнялся[2, с.10].
Первое официальное предложение о создании нового учреждения, называемого ВТО, было подано Канадой в 1990 г. Проект устава ВТО был подписан на встрече министров в Марракеше в апреле 1995 г.
Страны-участницы достигли согласия о том, что в рамках этой организации будет регулироваться не только торговля товарами (что являлось предметом ГАТТ уже с 1948 года), но и торговля услугами (Генеральное соглашение о торговле услугами), а также будут регулироваться торговые вопросы прав интеллектуальной деятельности (Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.
В течение 1995;1996 гг. ГАТТ и ВТО существовали параллельно. Затем страны-участницы ГАТТ вошли в ВТО, и ГАТТ окончательно стало составной частью ВТО.
Количество стран-участниц на 1 января 1995 г. равнялось 75. Затем в течение 1995 г. к ВТО присоединились еще 37 стран. В последующие 3 года к Всемирной торговой организации присоединились еще 23 страны. На 1 января 2012 года в ВТО состояло 155 стран. Россия вступила во Всемирную торговую организацию и стала её 156-м членом 22 августа 2012 года. На 2 марта 2013 года в ВТО входят 159 стран.
Деятельность СЭВ имела ряд важных позитивных результатов: в странах, входящих в эту организацию, с помощью других членов СЭВ создавалась развитая индустрия, осуществлялось строительство, проводилось научно-техническое сотрудничество и т. д. СЭВ способствовал интеграции экономических систем стран-участников, их прогрессу в экономическом и техническом развитии.
В 1975 на долю стран-членов СЭВ приходилась треть мирового промышленного производства, хозяйственный потенциал этих государств вырос с 1949 в несколько раз.
На партийной встрече в Софии осенью 1985 года советская сторона предложила разработать комплексную программу научно-технического прогресса стран — членов СЭВ в целях уменьшения и последующего устранения отставания содружества в плане науки и техники[14]. Однако большинство стран неудовлетворенные деятельностью СЭВ и экономическими неудачами, при поддержке США и ЕЭС присоединяются к ГАТТ. торговый всемирный совет россия В 1986 г. СССР обратился с заявкой, о получении статуса наблюдателя в Уругвайском раунде переговоров с целью последующего присоединения к ГАТТ. США, однако, отклонили эту заявку, мотивировав это тем, что СССР является страной с плановой экономикой, что несовместимо с принципами свободной торговли.
В 1993 г. Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к ГАТТ, предшественнику ВТО. В соответствии с процедурами была создана рабочая группа (РГ), в которую вошли представители заинтересованных участников ГАТТ. В рамках рабочей группы ведлись переговоры о выработке условий присоединения России к ВТО.
Переговорный процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995 г. На первом этапе он был сконцентрирован на рассмотрении на многостороннем уровне в рамках РГ торгово-политического режима России на предмет его соответствия нормам ВТО.
После представления в 1998 г. Россией первоначальных предложений по доступу на рынок товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства начались переговоры на двустороннем уровне. В 1999 г. членам ВТО была передана первая редакция Перечня специфических обязательств по доступу на рынок услуг и проект Списка изъятий из режима наибольшего благоприятствования (РНБ). Начиная с 2000 г. переговоры стали носить полномасштабный характер, то есть охватывать все аспекты процесса присоединения России к ВТО.
В рамках процесса присоединения российская делегация проводила переговоры по четырем направлениям:
- 1. Переговоры по тарифным вопросам. Их цель — определение максимального уровня («связывания») ставок ввозных таможенных пошлин по всей Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
- 2. Переговоры по сельскохозяйственной проблематике. Помимо обсуждения тарифных аспектов эти переговоры охватывали вопросы допустимых объемов внутренней господдержки аграрного сектора в рамках так называемой «желтой» корзины (субсидии, подлежащие сокращению), а также уровня экспортных субсидий на сельскохозяйственные товары и продовольствие.
- 3. Переговоры по доступу на рынок услуг. Имели своей целью согласование условий доступа иностранных услуг и поставщиков услуг на российский рынок.
- 4. Переговоры по системным вопросам, посвященные определению мер, которые Россия должна будет предпринять в области законодательства и его правоприменения для выполнения своих обязательств как будущего члена ВТО.
Требования стран ВТО в этой сфере в целом можно разделить на 3 части:
- 1. Несоответствие российского законодательства и правоприменительной практики нормам и правилам ВТО. Основная озабоченность стран-членов ВТО касается ряда положений действующего законодательства в области таможенного дела; излишних требований, предъявляемых импортным товарам. Участники переговоров требуют безусловного выполнения положений ВТО в данной сфере. Это — «стандартное» требование ко всем присоединяющимся странам;
- 2. Применение Россией некоторых нетипичных для ВТО элементов регулирования;
Запросы, явно выходящие за рамки обязательств ВТО (требования «ВТО+»), такие, как присоединение к необязательным соглашениям по правительственным закупкам и гражданской авиатехнике, унификация внутренних и внешних цен на энергоносители, отмена экспортных пошлин.
В мае 2004 г. на переговорах в Москве были сняты основные спорные вопросы между Россией и Европейским Союзом[1, с.129].
Вопросы присоединения России к ВТО постоянно находились в поле зрения федеральных органов исполнительной и законодательной власти Российской Федерации[4].
В августе 1997 г. была образована Комиссия правительства России по вопросам ВТО, которая в июле 2004 г. была преобразована в Правительственную комиссию по вопросам Всемирной торговой организации и взаимодействию с Организацией экономического развития и сотрудничества. В декабре 2009 г. преобразована в Правительственную комиссию по экономическому развитию и интеграции, которую возглавил первый заместитель председателя правительства Российской Федерации Игорь Шувалов.
В рамках переговоров долго обсуждались темы господдержки сельского хозяйства, фитосанитарного и ветеринарного контроля, квот на поставку продовольственной продукции, а также вопрос промышленной сборки автомобилей.
Оппоненты настаивали на ослаблении Россией поддержки отечественной автомобильной промышленности, как того требуют правила, установленные в рамках ВТО. Российские же власти пойти на это были не готовы, поскольку продукция отечественных автозаводов в таких условиях может не выдержать конкуренции[4].
21 октября 2011 г. было достигнуто соглашение, предполагающее компенсационный механизм, который заработает, если экспорт европейских автозапчастей в Россию упадет в результате нового инвестиционного режима, действующего в РФ.
Единственным препятствием на пути России в ВТО стало отсутствие компромисса с Грузией по вопросу таможенно? пограничного контроля на территории Абхазии.
В конце апреля 2008 г. Грузия вышла из переговорного процесса по вступлению РФ в ВТО, протестуя против распоряжения президента России о снятии экономических санкций в отношении Абхазии и Южной Осетии. После августовского конфликта 2008 г. и признания Россией в одностороннем порядке независимости Абхазии и Южной Осетии Тбилиси разорвал дипломатические отношения с Москвой.
Переговоры по ВТО между Грузией и Россией были возобновлены в марте 2011 г. при посредничестве Швейцарии.
2 ноября стало известно, что Россия договорилась с Грузией.
Федеральный закон «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» был принят Государственной Думой 10 июля 2012 года, Советом Федерации 18 июля и подписан Президентом Владимиром Путиным 21 июля. Россия становится членом ВТО через 30 дней после извещения секретариата ВТО о ратификации.
Таким образом, 22 августа 2012 г. Российская Федерация стала 156 полноправным членом Всемирной торговой организации.
Взаимные иски РФ и ЕС
В 2013 и 2014 годах Евросоюз подал в ВТО три иска против РФ: из-за утилизационного сбора на автомобили; запрета на поставки свинины из Европы; антидемпинговых ввозных таможенных пошлин в отношении легких коммерческих автомобилей из Германии и Италии. По первым двум искам учреждены, в соответствии с правилами ВТО, третейские группы экспертов.
Россия, со своей стороны, подала в ВТО два иска против ЕС. Первый из них содержит требование о «прекращении использования методики энергетических корректировок» при проведении антидемпинговых расследований в отношении российских товаров. Эта методика предполагает расчет стоимости товаров исходя не из российских цен на энергоресурсы, используемые для производства этих товаров, а из европейских, которые значительно выше. В июле 2014 года ВТО создала третейскую группу по этому иску.
Во втором иске, поданном в апреле 2014 года, указывается, что «Третий энергопакет» (утвержден ЕС в 2009 г., направлен на либерализацию рынка электроэнергии и газа) создает препятствия в обеспечении стабильных поставок российского газа в ЕС и осложняет реализацию международного проекта «Газпрома» по строительству газопровода «Южный поток» .
В марте 2014 года, когда западные страны начали вводить санкции в отношении России, изучалась возможность подачи в ВТО ответных исков, в частности, против США. В конце августа глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев заявил, что «ситуация зависит от поведения партнеров, если они покажут какую-то деэскалацию, то мы воздержимся от подачи исков, если нет, тогда ускорим их подачу» .
22.10.2014 23:17:41.
Улюкаев: Россия не отказывается оспаривать в ВТО санкции Запада («РИА Новости», 22 октября 2014).
Глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев уточнил, что в настоящее время идет работа над подачей исков в ВТО. По его словам, «весь процесс сейчас находится в рабочей стадии» .
МОСКВА, 22 окт — РИА Новости. Россия по-прежнему не отказывается от оспаривания санкций западных стран в рамках Всемирной торговой организации (ВТО), проводит комплексную работу по этому направлению, заявил журналистам глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев.
" Нет, мы не отказывались (от подачи исков в ВТО — ред.), но и иски не подавали. Это комплексная работа, которая требует значительной проработки, поэтому весь процесс сейчас находится в рабочей стадии" , — пояснил министр в рамках конференции «Поддержка экспорта», организованной ЭКСАР.
В конце июля ЕС вслед за США ввел секторальные экономические санкции против России, позиция которой по Украине расходится с западной. В ответ РФ ограничила импорт продовольственных товаров из стран, которые ввели в отношении нее санкции: США, государств ЕС, Канады, Австралии и Норвегии. Под запрет попали говядина, свинина, птица, колбасы, рыба, овощи, фрукты, молочная продукция и ряд других продуктов. ЕС также заявлял о намерении подать иск в ВТО.