Эпоха Ренессанса и проблема человека
Натурфилософия Ренессанса провозглашает принцип божественного единства всего живущего и отождествляет бога и мир. Коперник своим учением разрушает средневековый антропоцентризм, что позволило выработать новый взгляд на значение человека во вселенной. Земля и человек перестали быть средоточием вселенной и всех явлений мира. Бруно создает учение о множественности возникающих и снова умирающих миров… Читать ещё >
Эпоха Ренессанса и проблема человека (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Религиозной идеи извечной греховности человека, аскетизма Возрождение противопоставляет доказательство врожденного стремления человека к добру, к счастью и всестороннему совершенству, целостности человеческой природы, неразрушимого единства духовного и телесного. В этике эпохи Возрождения получает свое развитие и распространение эпикуреизм, что соответствовало тогда идеалам гуманизма, той жажде земного счастья, которые были характерны для этапа становления системы новых общественных отношений.
Новое понимание человека нашло свое мистифицированное выражение в протестантизме — специфической религиозной форме философии индивидуализма и свободного предпринимательства.
Обратите внимание на тот факт, что в эпоху Возрождения процесс обновления европейской культуры и философии происходит в тесной связи и на основе античной и средневековой традиций. И все же натурфилософия и гуманизм оставались его характерной чертой. Разрабатывая философию как науку о человеке и жизненной мудрости, философы эпохи Возрождения в качестве основной выдвигают проблему роли и места человека в мироздании.
В эпоху Возрождения продолжается процесс обособления философии от теологии. Метафизика веры раздваивается: сверхчувственное предоставляется религиозной догме, а опытный мир вещей утверждается за философией, которая изучает откровение бога в природе.
Натурфилософия Ренессанса провозглашает принцип божественного единства всего живущего и отождествляет бога и мир. Коперник своим учением разрушает средневековый антропоцентризм, что позволило выработать новый взгляд на значение человека во вселенной. Земля и человек перестали быть средоточием вселенной и всех явлений мира. Бруно создает учение о множественности возникающих и снова умирающих миров и процесс этот он считает проявлением единого божественного принципа. Эта космологическая философия дополнялась и уравновешивалась концепцией человеческой природы самих космических сил: человек познает вселенную, поскольку он сам есть вселенная. Человек принадлежит к материальному миру и соединяет в себе сущность всех явлений, поэтому он и может понимать материальный мир. Одновременно как интеллектуальное существо, «божья искра», он может сознавать и само божество.
Человек в философии Возрождения обнаруживает как целостность самостоятельность своего индивидуально-телесного существа, так и свое органическое единство со вселенной. На основе этой целостности человеческого существа и строятся этические концепции Возрождения, учения о всестороннем развитии и совершенствовании человека.