Что такое нравственность?
Развитие кантовской идеи априорно данного нравственного закона в наше время позволяет обнаружить этот компонент. Речь идет о реальном уровне моральности человека и общества. Изложенный в данной работе взгляд на мораль как систему регуляции жизнедеятельности общественного организма, объективно складывающуюся в ходе становления и развития социальной практики, позволяет понять очень важный факт… Читать ещё >
Что такое нравственность? (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Понятие «нравственность» на протяжении всех наших размышлений употребляется в качестве синонима понятия «мораль» — такая традиция установилась в этике. И тут опять «виновата» этимология: русское слово «нравственность» образовано от слова «нрав», а полатыни «нрав» — mores, «относящийся к нравам» — moralis. Однако со времен Гегеля наметилась тенденция различать эти понятия. Нельзя сказать, что Гегелю или кому-то другому из философов удалось найти однозначное основание для разведения терминов. Но одно было бесспорным: исследователи подошли к пониманию того, что мы, говоря о морали, опускаем какой-то весьма существенный компонент моральных отношений, требующий особого наименования.
Развитие кантовской идеи априорно данного нравственного закона в наше время позволяет обнаружить этот компонент. Речь идет о реальном уровне моральности человека и общества. Изложенный в данной работе взгляд на мораль как систему регуляции жизнедеятельности общественного организма, объективно складывающуюся в ходе становления и развития социальной практики, позволяет понять очень важный факт: существуют субъективные предпосылки разной степени моральности индивидов, что проявляется в поведении, более или менее расходящемся с предписаниями нравственного закона.
Причины тут (и мы уже отчасти убедились в этом) могут быть разные, но результат один: чем ниже уровень моральности человека, тем чаще его поведение подпадает под юрисдикцию права, поскольку начинает расходиться и со статьями государственного законодательства. А реальный уровень моральности общества есть производное от моральности его граждан. Между ними существует жесткая связь, взаимозависимость: чем ниже уровень моральности общества, тем больше правонарушений, тем выше преступность. И наоборот: когда в стране растет число правонарушений, увеличивается преступность, — налицо падение нравов. Это и дает основание для обозначения реального уровня моральности в обществе понятием «нравственность».
Если мораль есть объективно сложившаяся система саморегуляции социума, представляющая собой особую область общественных отношений — моральные отношения, то нравственность может быть определена как сторона моральных отношений, в которой проявляется реальный уровень моральности общества, существующий в данных условиях, в данный момент. Изучение этого реального уровня, выступающего в качестве нравственной основы решения актуальных практических проблем общественной жизни, знаменует собой начало нового этапа в развитии этической мысли — этапа прикладной этики.
Разработка идей прикладной этики в отечественной науке в значительной степени стимулирована потребностями формирующегося в России гражданского общества. Понимая прикладную этику как инструмент гражданского общества, исследователи связывают с ней качественно новое состояние морали и дают повод для активных дискуссий специалистов. Отмечается, что различные мнения об этом могут быть сгруппированы в четыре позиции. Согласно этим позициям, прикладная этика.
- — является приложением этической теории к практике и восходит своими истоками к античной древности;
- — представляет собой новейший вариант профессиональной этики;
- — выступает как совокупность особого рода практических моральных вопросов современности;
- — может быть интерпретирована как новая стадия развития этики, характеризующаяся тем, что теория морали прямо смыкается с нравственной практикой общества22.
Похоже, что понятием «прикладная этика» объединяются все этические воззрения, которые входят в практику членов общества, направляя их поведение при решении общезначимых моральных проблем, и тем самым влияют на реальный уровень моральности общества, т. е. его нравственность.
По мере того как идея прикладной этики осваивается обществом, начинает обозначаться тенденция к оценке поведения людей, общественных структур и других субъектов деятельности с точки зрения соответствия практически значимым нормам, аккумулируемым прикладной этикой. Для обозначения этого соответствия возникает еще одно понятие — этичность.
Как область научного знания прикладная этика оказывается одновременно и шире, и уже профессиональной этики. Шире — потому что рассматривает не только практически значимые ситуации морального выбора в профессиональной деятельности, но и вне ее (вспомним общенациональные дискуссии о правомерности эвтаназии). Уже — потому что не касается тех аспектов профессиональной морали, которые формируют нравственную позицию профессионала, выступающую как фундамент для его самостоятельной нравственной ориентации в ходе работы. А для профессиональной этики изучение этих аспектов профессиональной морали — существенный момент: оно выводит профессиональную этику за пределы инструменталистского, прагматического подхода к морали и обращает ее к проблеме этического призвания (от данного понятия идут «мосты» к категориям нравственного идеала, назначения и смысла жизни человека, его счастья)23.