Права, обязанности государственных служащих в сфере юрисдикционной деятельности
Государственные служащие относятся к участникам отношений, возникающих в процессе применения мер административной ответственности. Они участвуют в юрисдикционных отношениях в качестве лиц: а) возбуждающих дело об административном правонарушении и рассматривающих указанное дело; б) применяющих меры административного пресечения к лицам, подозреваемым в совершении проступка, и нарушителям; в… Читать ещё >
Права, обязанности государственных служащих в сфере юрисдикционной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Содержание юрисдикционного полномочия государственного служащего
Государственные служащие относятся к участникам отношений, возникающих в процессе применения мер административной ответственности. Они участвуют в юрисдикционных отношениях в качестве лиц: а) возбуждающих дело об административном правонарушении и рассматривающих указанное дело; б) применяющих меры административного пресечения к лицам, подозреваемым в совершении проступка, и нарушителям; в) осуществляющих процессуальные действия на стадии исполнительного производства. Инициировать юрисдикционные отношения управомочены как государственные гражданские служащие, так и должностные лица правоохранительной или военной службы.
Государственные служащие относятся к особым субъектам административной ответственности: при возбуждении дела об административном правонарушении, а также при применении мер административного правонарушения они наделены процессуальными правами публичного должностного лица. При квалификации вины служащего необходимо подтвердить, что административное правонарушение явилось следствием неисполнения служебных обязанностей или их ненадлежащего исполнения. КоАП РФ устанавливает административную ответственность к субъектам частного права — лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, либо к гражданам, не наделенным правомочиями должностного лица. Таким образом, государственные служащие могут привлекаться к административной ответственности только в тех случаях, когда диспозиция соответствующего состава правонарушения устанавливает ответственность публичных должностных лиц, т. е. при совершении административных правонарушений, предусмотренных:
- • ст. 14.9 КоАП РФ (ограничение конкуренции);
- • ч. 1 и 2 ст. 14.25 КоАП РФ (нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).
Субъектами указанных административных правонарушений могут быть только государственные служащие, при этом последние привлекаются к административной ответственности в качестве публичного должностного лица[1]. К ним применяются наказания, влекущие более значимые имущественные ограничения (например, в этих случаях устанавливается повышенный размер административного штрафа в сравнении с другими физическими лицами). Таким образом, статус служащих как субъектов административной ответственности определяется также и их процессуальными обязанностями.
Государственные служащие привлекаются к административной ответственности на общих основаниях в случаях, когда совершение правонарушения не связано с исполнением должностных обязанностей, например при совершении правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность:
- • ст. 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство);
- • ст. 20.21 КоАП РФ (появление в общественных местах в состоянии опьянения).
Совершение этих и других подобных правонарушений не связано со служебной деятельностью, и нарушители привлекаются к ответственности, установленной для граждан.
- [1] КоАП РФ изначально предназначен для фиксации правонарушений частноправовых субъектов. Должностные лица публичного нрава, в том числе и должностные лица муниципальных органов, лишь в исключительных случаях привлекаются к административной ответственности за правонарушения, обусловленные служебной деятельностью. Публичные органы, организации и учреждения привлекаются к административной ответственности крайне редко.