Что такое революция?
Слово «революция», о парадокс, заимствовано из языка средневековых астрологов. На их языке латинское revolutio означало «возвращение в исходное положение». Если какая-нибудь планета, завершив оборот по своей орбите, занимала место в том или ином знаке Зодиака (как ей и полагалось согласно законам астрономии), тогда говорили, например, что Юпитер совершил революцию. Этот изначальный смысл слова… Читать ещё >
Что такое революция? (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Слово «революция», о парадокс, заимствовано из языка средневековых астрологов. На их языке латинское revolutio означало «возвращение в исходное положение». Если какая-нибудь планета, завершив оборот по своей орбите, занимала место в том или ином знаке Зодиака (как ей и полагалось согласно законам астрономии), тогда говорили, например, что Юпитер совершил революцию. Этот изначальный смысл слова «революция» подспудно, неясно указывает, что в основе жутких социальных потрясений лежит некая мысль о должном (или предписанном) пути развития той или иной цивилизации, народа, государства. Просто дореволюционное общество, так сказать, пошло не той дорогой, сбилось с пути. Это не метафора.
В основе любой революционной идеологии (буржуазной, социалистической, религиозной и т. п.) лежит идея «правильного», «истинного» развития общества. Эта идея обожествляется, она становится идолом, в нее должно верить, ее проверка разумом невозможна! Таков парадокс любой революции — отсутствие Откровения превращает революцию в игру Разума. Возвращение к «золотому веку» — такова движущая сила любой революции. Все, что мешает этому, должно быть сметено. Поэтому работа революционной мысли, т. е. идеологии, воплощается в попытке созидания новой социальной действительности, но освобожденной от критерия моральной оценки! Мораль — это наследие Традиции, а Традицию необходимо разрушить, чтобы освободить силы Разума для свободной игры. Легче всего это сделать посредством формирования новой морали и новой религии. Но новая мораль и новая религия при этом освобождены от необходимости сравнения с определенным критерием, с догмой. Они хороши только лишь потому, что они новые, они революционные.
Мы видим это хорошо на примере концепции революции первой половины XVIII в., под которой мы понимаем фазу цикла истории возвращения к истокам (золотому веку). На смену ей приходит волевая концепция: поворот под воздействием волевого начала с проторенного пути. Ориентир здесь опять очевиден — благо (счастье народа). При этом люди могут управлять событиями вопреки первой концепции, целиком фаталистической по своей сути. Вторая концепция вырабатывает то, что не достает старой, — она подготавливает почву для разрушения Традиции. Такова эволюция революционной мысли во Франции накануне 1789 г. В Англии мы видим сходную картину. Будущие английские радикалы (commonwealthmen), вся рать республиканцев, левеллеров диггеров и нр. требуют того же, что век спустя будут требовать якобинцы, за тем лишь исключением, что для английских революционеров слово «Разум» заменяется словом «Бог», а «золотой век» или «счастье народа» — «божественным порядком».
Таков убийственный рационализм бездушного Разума, лишенного смысла в своих поступках!