Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Полисный тип моральных ценностей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основу второго типа античного мировоззрения составляют полисные ценности. После того, как эпические ценности были вытеснены, им на смену пришли те, что стали защитой общества и индивида от произвола «сильной» личности, «гомеровского героя», они стали гарантией справедливости. Ценности данного типа характеризуются тем, что право государственного и общественного характера есть желаемая норма жизни… Читать ещё >

Полисный тип моральных ценностей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основу второго типа античного мировоззрения составляют полисные ценности. После того, как эпические ценности были вытеснены, им на смену пришли те, что стали защитой общества и индивида от произвола «сильной» личности, «гомеровского героя», они стали гарантией справедливости. Ценности данного типа характеризуются тем, что право государственного и общественного характера есть желаемая норма жизни, а не отдельного частного лица. Целью новой становится справедливость, она есть новая доблесть и добродетель, а моральный закон здесь — это закон государственного права, который защищает каждого индивида от любого произвола со стороны отдельного гражданина.

Таким образом произошла некая переоценка ценностей, где справедливости уже недостаточно, чтобы ее носитель был «справедливым мужем». То есть гомеровский герой так же имел в своем арсенале справедливость, которой он руководствовался, для достижения своей цели, которую он и считал справедливой и доблестной, но он использовал любые цели, которые включали и убийства, которые были оправданы и моральны с его точки зрения.

Личная выгода таким образом разошлась с понятием добродетель. Примером проявления данных ценностей можно привести у Платона. Непримиримыми противниками Сократа выступают софисты, это можно видеть в ранних произведениях Платона, которые были защитниками старых моральных ценностей. К примеру, Калликл, который провозглашает право сильной личности, для которой испытать несправедливость постыднее, чем причинить ее кому-либо. Сократ же говорит обратное, а именно, что потерпеть несправедливость есть меньшее зло. Несправедливость можно было причинить как аморальным поступком, к примеру, физическим произволом, так и преступлением, к примеру убийством. Для Сократа целью и долгом было соблюдение прав и законов государства, нарушать пользу которого было несправедливо и невозможно. Повиновение законувот основной принцип, которым руководствуется Сократ, таким образом и справедливость понимается иначе, недели в период господства архаических ценностей. Софисты утверждали, что «человек есть мера всех вещей», где подразумевается наличие и уместность произвола со стороны героической личности. Теперь же знание блага и зла — это основа морального закона. Согласно Демокриту, справедливость состоит в том, чтобы делать то, что нужно. Желание индивидом нарушить закон, а не только его фактическое нарушение достойно осуждения. А добро таким образом состоит в том, что не только не совершать несправедливость, а даже не желать ее совершит. Тот, кто желает воздержаться от справедливости по принуждению, и тот, что боится возмездия, вероятно, собирается ее совершить.

Человек, сознательно совершающий поступки по совести и есть мужественный и здравомыслящий человек. Из чувства долга следует индивиду воздержаться от поступков, а себя самого следует стыдиться, чем других. Не имеет места несправедливый поступок, даже если он совершен втайне. «Не совершай ничего неподобающего» вот закон, который приписан всему обществу, а человека, у которого на душе злодеяние, мучает страх.

Таким образом, добродетель в данном типе моральных норм наполнена гражданским содержанием, она не отожествляется с личной выгодой. Моральный закон носит общественный характер, он ограничивает произвол на благо государства, его граждан. Это — дело совести, ее долг и цель. Данный тип ценностей был вызван, скорее всего, потребностью в санкционировании моральную сторону полисной системы.

Для античных греков стыд был стимулятором к деятельности совершенствоваться, стремление к первенству, желание быть как минимум не хуже других.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой