Международная ассоциация развития
Число членов в МАР по состоянию на начало 2016 г. составляло 173 государства. Все страны-члены разделены на две группы (категории). Государства категории I (31 государство) представлены в основном промышленно развитыми странами и делают взносы в общий объем финансовых ресурсов МАР в свободно конвертируемой валюте. В эту групп}' также входят Кувейт, ОАЭ и ЮАР. Государства категории II производят… Читать ещё >
Международная ассоциация развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Переориентация деятельности МБРР в 1960;х гг. на развивающиеся страны вызвала необходимость создания особой организации, которая могла бы предоставлять финансовые ресурсы на льготных условиях: не все развивающиеся страны имели возможность брать кредиты в МБРР или в МФК по действовавшим в тот период процентным ставкам. Эту задачу и должна была выполнить созданная в 1960 г. Международная ассоциация развития (МАР), которая предоставляет кредиты странам, относящиеся по классификации ООН к числу беднейших развивающихся стран.
Число членов в МАР по состоянию на начало 2016 г. составляло 173 государства. Все страны-члены разделены на две группы (категории). Государства категории I (31 государство) представлены в основном промышленно развитыми странами и делают взносы в общий объем финансовых ресурсов МАР в свободно конвертируемой валюте. В эту групп}' также входят Кувейт, ОАЭ и ЮАР. Государства категории II производят взносы в национальной валюте. К этой группе отнесены и некоторые страны Европейского Союза, в частности Венгрия, Польша и Румыния. Суммарное число голосов стран категории I от общего числа голосов в МАР — 54,24%. Наибольшее число имеют США (10,33%), Япония (8,39%) и Великобритания (6,17%).
Совокупный объем кредитования МАР за 1960—2016 гг. (включая гарантии) составил свыше 326 млрд долл. США. МАР предоставляет беспроцентные кредиты на длительные сроки — 35—40 лет, при этом льготный период составляет 10 лет.
Источниками финансовых ресурсов МАР являются:
- а) взносы государств-доноров;
- б) средства, перечисляемые из МБРР;
- в) средства, полученные от возврата ранее выданных кредитов.
Взносы государств-доноров получили название «Пополнение ресурсов МАР». В настоящее время достигнуто соглашение собрать средства в рамках 17-го пополнения ресурсов, которые будут использованы в 2015— 2017 гг. Общая сумма собранных средств должна составить 34,6 млрд SDR (или 52,1 млрд долл. США).
Во Всемирном банке используются два критерия, на основании которых страна имеет право получать финансовые ресурсы от МБРР или от МАР. Первый (основной) критерий устанавливает верхнее значение душевого национального дохода (НД), ниже которого страна имеет возможность обращаться за кредитами в МАР. В 2015 финансовом году этот показатель был определен в объеме 1,215 долл. США (уровень НД на душу населения в 2010 г.). Второй критерий — степень кредитоспособности страны. Поэтому в исключительных случаях МАР может временно выделять ресурсы странами, душевой НД в которых выше уровня, определенного для данного года, но которые не в состоянии брать кредиты в МБРР по причине слабой кредитоспособности. При этом такие страны должны проводить активную политику реструктуризации экономики. Исключение также сделано для некоторых небольших островных государств.
Таким образом, ряд стран имеет право получать ресурсы от МБРР, другие страны — только от МАР (78 стран по итогам 2016 финансового года). Есть также небольшая группа государств, которые могут получать кредиты от обеих организаций (18 стран). Кроме кредитов, МАР предоставляет гранты и гарантии. Условия получения финансовых ресурсов от МАР различаются для стран, которые имеют право получать ресурсы только от МАР, и стран, которые могут получать ресурсы как в МАР, так и в МБРР. В первом случае срок погашения кредита составляет 38 лег, а льготный период — 6 лет. Погашение кредита осуществляется в течение 32 лет по ставке 3,125% в год. Во втором случае срок погашения кредита составляет 25 лет, льготный период — 5 лет. Кредит выплачивается по ставке 3,3% (6—15 лет) и 6,7% (16—25 лет). Для покрытия административных расходов МАР устанавливает плату за обслуживание кредита в размере 0,75%.
Поскольку МАР предоставляет ресурсы на льготных условиях, они считаются частью официального содействия развитию (ОСР). По определению Комитета содействия развитию (КСР) ОЭСР, выделяемые странам ресурсы считаются частью ОСР при выполнении следующих условий: ресурсы выделяются официальными центральными или местными государственными органами; они предназначаются прежде всего для содействия экономическому развитию и процветанию развивающихся стран и имеют льготный характер (грант-элемент составляет не менее 25% при расчете на основе 10%-ной дисконтной ставки).
Российская Федерация является членом МАР и входит в категорию I. Однако сумма российского взноса сравнительно невелика, а потому и число голосов также невелико (0,33%).
Сравнение практики кредитования различных стран и различий между МБРР и МАР можно проследить на примере 2014 г. (табл. 8.1).
Таблица 8.1
Число утвержденных операций и зарезервированные средства-нетто в активном портфеле Всемирного банка в 2014 финансовом году.
Регион. | Число утвержденных операций. | Зарезервированные средства-нетто в активном портфеле (млрд долл. США). | ||
МБРР. | МАР. | МБРР. | МАР. | |
Африка. | 4,2. | 42,5. | ||
Восточная Азия и Тихоокеанский регион. | 22,0. | 8,6. | ||
Европа и Центральная Азия. | 23,6. | 3,0. | ||
Латинская Америка и Карибский бассейн. | 26,4. | 2,2. | ||
Ближний Восток и Северная Африка. | 9,4. | 1,3. | ||
Южная Азия. | 12,8. | 27,4. | ||
Всего. | 98,3. | 84,9. |
Источник: Всемирный банк. Годовой отчет 2014.
В 2014 г. доля менее развитых регионов мира Африки и Южной Азии в зарезервированных средствах-нетто в активном портфеле МБРР составила только 17,2%, в то время как в МАР — превысила 72%. Число операций в менее развитых регионах мира также значительно выше в МАР, чем в МБРР.