Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Сенсуализм. 
Основы философии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для иллюстрации роли ощущений в пробуждении сознания Кондильяк придумал мысленный эксперимент, в котором «бесчувственная мраморная статуя» последовательно наделяется ощущениями. Запах розы рождает способность испытывать удовольствия и страдания, а также способность обращать внимание. Память о приятных и неприятных ощущениях порождает желание, сравнение и суждение. Конечная стадия развития… Читать ещё >

Сенсуализм. Основы философии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В стихотворении П. А. Вяземского «Первый снег» (1817) есть такие строки, которые описывают познавательную установку, доминирующую в молодости:

По жизни так скользит горячность молодая, И жить торопится, и чувствовать спешит!

Напрасно прихотям вверяется различным;

Вдаль увлекаема желаньем безграничным, Пристанища себе она нигде не зрит.

Счастливые лета! Пора тоски сердечной!

Сенсуализм (от лат. sensus — «восприятие», «чувство», «ощущение») — направление в гносеологии, считающее ощущения единственным источником и основанием знания. Формула сенсуализма: «нет ничего в интеллекте, чего бы не было в ощущении» (Nihil est in intellectu quod non sit us in sensu).

В Античности сенсуализм репрезентировался метафорой tabula rasa (лат. — «гладкая, чистая доска»). Душа человека сравнивалась с чистой восковой дощечкой, заполняемой образами и понятиями.

Приведем пример из диалога «Теэтет» Платона.

Сократ. Так вот, чтобы понять меня, вообрази, что в наших душах есть восковая дощечка; у кого-то она побольше, у кого-то поменьше, у одного из более чистого воска, у другого — из более грязного или у некоторых он более жесткий, а у других помягче, но есть у кого и в меру.

Теэтет. Вообразил.

Сократ. Скажем теперь, что это дар матери Муз Мнемосины, и, подкладывая его под наши ощущения и мысли, мы делаем в нем оттиск того, что хотим запомнить из виденного, слышанного или самими нами придуманного, как бы оставляя на нем отпечатки перстней. И то, что застывает в этом воске, мы помним и знаем, пока сохраняется изображение этого, когда же оно стирается или нет уже места для новых отпечатков, тогда мы забываем и больше уже не знаем. И вот что, как говорят, происходит отсюда. Если в чьей-то душе воск глубок, обилен, гладок и достаточно размят, то проникающее сюда через ощущения отпечатывается в этом, как говорил Гомер, сердце души, а «сердце» не случайно звучит почти так же, как воск, и возникающие у таких людей знаки бывают чистыми, довольно глубокими и тем самым долговечными. Как раз эти люди лучше всего поддаются обучению, и у них же наилучшая память, они не смешивают знаки ощущений и всегда имеют истинное мнение. Когда же это сердце, которое воспел наш премудрый поэт, космато или когда оно грязно и не из чистого воска и либо слишком рыхло, либо твердо, то у кого оно рыхлое, те хоть и понятливы, но оказываются забывчивыми, тс же, у кого твердое, — наоборот; у кого же воск негладкий, шершаво-каменистый, смешанный с землей и навозом, у тех получаются неясные отпечатки. Неясны они и у тех, у кого жесткие восковые дощечки, ибо в них нет глубины, и у тех, у кого они чересчур мягки, ибо отпечатки, растекаясь, становятся неразборчивыми. Если же ко всему тому у кого-то еще и маленькая душонка, то, тесно наползая один на другой, они становятся еще того неразборчивее[1].

Высказываясь в пользу сенсуализма, Гоббс утверждал: «Нет ни одного понятия в человеческом уме, которое не было бы порождено первоначально, целиком или частично, в органах ощущений»[2]. Французский философ Клод Адриан Гельвеций (1715—1771) считал, что мыслить — это чувствовать. «…Знания человека никогда не достигают большего, чем дают его чувства, — писал он. — Все, что недоступно чувствам, не достижимо и для ума»[3]. Французский философ Этьен Бонно де Кондильяк (1715— 1780) вес мыслительные процессы рассматривал как метаморфозы ощущений: «Суждение, размышление, желание, страсти и т. д. представляют собой не что иное, как само ощущение в различных его превращениях»[4].

Обложка лондонского издания книги Т. Гоббса «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» {«Leviathan or The Matter, Forme and Power of a Common Wealth Ecclesiasticall and Civil»). 1839.

Обложка лондонского издания книги Т. Гоббса «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» {"Leviathan or The Matter, Forme and Power of a Common Wealth Ecclesiasticall and Civil"). 1839.

Для иллюстрации роли ощущений в пробуждении сознания Кондильяк придумал мысленный эксперимент, в котором «бесчувственная мраморная статуя» последовательно наделяется ощущениями. Запах розы рождает способность испытывать удовольствия и страдания, а также способность обращать внимание. Память о приятных и неприятных ощущениях порождает желание, сравнение и суждение. Конечная стадия развития ощущения — это размышление. Благодаря осязанию — учителю всех чувств — статуя отличает себя от других тел. Осязательный опыт ориентирует статую в мире.

Сенсуализм все же вызывал серьезные сомнения в силу того, сенсорные данные дают основание судить не столько о внешних объектах, сколько о состояниях субъекта.

С. 192.

В юриспруденции правовой сенсуализм представлен психологической школой права — учением Льва Иосифовича Петражицкого (1867—1931) о правовых переживаниях как источнике и основе правовых отношений. Чувства права и долга, вины, страдания и страха, различные аффекты побуждают человека к притязаниям и исполнению чужой воли. Петражицкий обратил внимание на феномен правовой психики и его определяющую роль в правосознании. Это позволило объяснить правомерное поведение людей, слабо знакомых с нормами права. С другой стороны, не каждое переживание ведет к возникновению правоотношения, так как может быть фантазмом.

  • [1] Платон. Теэтет // Платон. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 2. М., 1993. С. 251—252, 255.
  • [2] Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Гоббс Г. Сочинения: в 2 т. Т. 2. М., 1991. С. 9.
  • [3] Гельвеций К. А. О человеке // Гельвеций К. А. Сочинения: в 2 т. Т. 2. М., 1974. С. 555.
  • [4] Кондильяк Э. Трактат об ощущениях // Кондильяк Э. Сочинения: в 3 т. Т. 2. М., 1982.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой