Методы принятия решений
Поощряется высказывание всяческих безумных идей, цель используемых методов — количество идей, а не качество. При обилии идей новые идеи становятся развитием высказанных ранее. Ключом к успешному творческому мышлению является разумное целенаправленное разделение процессов производства идей и их оценки. Инкубация — проблема остается в подсознании, в то время как человек занимается другими делами… Читать ещё >
Методы принятия решений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Методы принятия решений — это конкретные способы, с помощью которых может быть решена проблема. Их существует довольно много, например:
Декомпозиция — представление сложной проблемы как совокупность простых опросов;
Диагностика — поиск в проблеме наиболее важных деталей, которые решаются первую очередь. Этот метод применяется при ограниченных ресурсах.
Следует различать методы принятия решений на основе математического моделирования и методы, основанные на психологических приемах работы в группах Методы принятия решений на основе математического моделирования.
Экспертные методы принятия управленческих решений.
Экспертиза — проведение группой компетентных специалистов измерения некоторых характеристик для подготовки принятия решения. Экспертиза позволяет снизить риск принятия ошибочного решения. Типичные проблемы, требующие проведения экспертизы: определение целей, стоящих перед объектом управления (поиск новых рынков сбыта, изменение структуры управления); прогнозирование; разработка сценариев; принятие коллективных решений и т. д.
Количественное выражение предпочтения — сравнение значений разных оценок по принципу: на сколько или во сколько раз одна оценка больше другой. Используются следующие шкалы: отношений (например, при сравнении соотношения марок автомобилей с ценой); интервалов (например, признак «дата выпуска» или температура по разным температурным шкалам); разностей (например, летоисчисление); абсолютная (например, количество студентов в аудитории). Количественные оценки соответствуют, как правило, объективным измерениям объективных показателей.
Балльные оценки характеризуют субъективные мнения. Примером могут служить школьные оценки.
Ранжирование — упорядочивание объектов в соответствии с убыванием их предпочтительности. При этом допускается указание на равноценность некоторых объектов (например, определение надежных банков).
Попарное сравнение — указывание предпочтительного объекта в каждой паре объектов.
Вербально-числовые шкалы — используются для получения и обработки количественными методами качественной экспертной информации.
Не экспертные методы принятия управленческих решений.
Метод неспециалиста — метод, при котором вопрос решается лицами, которые никогда не занимались данной проблемой, но являются специалистами в смежных областях.
Линейное программирование — метод, при котором решаются оптимизационные задачи, в которых целевая функция и функциональные ограничения являются линейными функциями относительно переменных, принимающих любые значения из некоторого множества значений.
Имитационное моделирование — способ формирования решения, при котором лицо, принимающее решение, приходит к разумному компромиссу в значениях различных критериев. При этом ЭВМ по заданной программе имитирует и воспроизводит течение изучаемого процесса при нескольких возможных вариантах управления, ему заданных, полученные результаты анализируются и оцениваются.
Метод теории игр метод, при котором задачи решаются в условиях полной неопределенности. Это означает наличие таких условий, при котором процесс выполнения операции является неопределенным или противник противодействует сознательно, или отсутствуют ясные и четкие цели и задачи операции. Чаще всего с помощью этого метода приходится разрешать конфликтные ситуации.
Метод аналогий — поиск возможных решений проблем на основе заимствования из других объектов управления.
Методы принятия управленческих решений на основе творческого мышления (психологические методы).
Процесс творческого мышления имеет пять стадий:
- 1. Подготовка — сбор фактических данных. Используется конвергентное (аналитическое) мышление. Проблема определяется с различных сторон, в разных ее формулировках.
- 2. Мыслительные усилия — использование дивергентного мышления, которое ведет либо к возможному решению проблемы, либо к разочарованию.
- 3. Инкубация — проблема остается в подсознании, в то время как человек занимается другими делами. За это время слабеет эмоциональное торможение и противодействие новым идеям, а также возникает возможность воспринять новые идеи, которые могут возникнуть в это время.
- 4. Озарение — «вспышка», дающая возможность решить рассматриваемую проблему.
- 5. Оценка — анализ всех идей, полученных на предыдущих стадиях.
Стадии подготовки и оценки требуют аналитического мышления, а мыслительные усилия, инкубация и озарение требуют свободы творчества и раскованности.
Поощряется высказывание всяческих безумных идей, цель используемых методов — количество идей, а не качество. При обилии идей новые идеи становятся развитием высказанных ранее. Ключом к успешному творческому мышлению является разумное целенаправленное разделение процессов производства идей и их оценки.