Основные виды стимулов и мотивирующих критериев
Определено понятие механизма мотивации трудовой деятельности как сложного процесса взаимодействия внутренних побудительных сил и внешних воздействий, определяющих формирование мотивов труда; рассмотрено содержание механизма мотивации трудовой деятельности на субъективно-личностном уровне — как последовательной реализации четырех этапов: формирования и осознания потребностей, поисковой активности… Читать ещё >
Основные виды стимулов и мотивирующих критериев (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Стимулирование труда — это прежде всего внешнее побуждение, элемент трудовой ситуации, влияющий на поведение человека в сфере труда, материальная оболочка мотивации персонала [9, c. 87]. Так же здесь необходимо отметить и нематериальную нагрузку которая выявляет в работнике личность.
Рассматривая стимулы, движущие работником, можно их поделить на два класса. Конечно четкой границы между материальными и нематериальными стимулами не существует. Высокий оклад служит не только источником удовлетворения физиологических потребностей, но и публичным признанием заслуг работника, т. е. имеет свойства нематериального стимула. Таким образом, один и тот же стимул может соответствовать различным классам мотивов и выполнять при этом различные функции, а заработная плата и по сей день остается самым универсальным стимулом.
Определено понятие механизма мотивации трудовой деятельности как сложного процесса взаимодействия внутренних побудительных сил и внешних воздействий, определяющих формирование мотивов труда; рассмотрено содержание механизма мотивации трудовой деятельности на субъективно-личностном уровне — как последовательной реализации четырех этапов: формирования и осознания потребностей, поисковой активности, формирования мотивов, функционирования мотивации, и на организационно-управленческом уровне — как процесса регулирования мотивационной структуры работников в зависимости от целей организации.
Рассмотрение логической связи мотивации и стимулирования трудовой деятельности вызывает необходимость использования такого понятия как механизм мотивации труда, под которым в работе понимается сложный процесс взаимодействия внутренних побудительных сил (прежде всего, потребностей, интересов, ценностей) и внешних воздействий (благ — стимулов), определяющих формирование мотивов труда. Исследование показало, что большинство подходов к пониманию механизма мотивации трудовой деятельности рассматривают исключительно основные компоненты сознания субъекта, участвующие в восприятии, усвоении и трансформации внешних стимулов. На наш взгляд, принципиально важным при решении данного вопроса является признание того, что процесс мотивации обусловлен не только и не столько внешними факторами, сколько внутренними причинами: потребностями, интересами, ценностями. Кроме того, в механизме мотивации необходимо учитывать как процесс формирования мотивации, так и процесс ее функционирования.
С учетом вышесказанного механизм мотивации труда на уровне отдельного работника может быть представлен следующим образом на рисунке 1.3. Как видно из схемы, в структуре механизма мотивации трудовой деятельности на субъективно-личностном уровне можно выделить четыре этапа.
На первом этапе определяющее значение принадлежит потребностям, выступающим в качестве основы и источника трудовой активности человека. Потребности осознаются и преобразуются в интерес как источник побуждения к поисковой активности.
На втором этапе механизма мотивации трудовой деятельности — этапе поисковой активности — происходит поиск путей и средств удовлетворения потребностей; определение целей действий с учетом личных предпочтений, оценка своих возможностей, анализ ситуации; оценка на этой основе целесообразности действия и реальности достижения цели.
Следующий этап механизма мотивации — формирование мотива — является ключевым в предложенной модели, поскольку именно здесь человеком принимается решение действовать или не действовать в направлении достижения цели.
Заключительный этап механизма мотивации труда на субъективно-личностном уровне — этап функционирования мотивации — раскрывает процесс развертывания и актуализации мотивов непосредственно в процессе трудовой деятельности в организации и формирования на этой основе трудового поведения человека.
Основным результатом функционирования механизма мотивации на организационно-управленческом уровне в отличие от субъективно-личностного уровня является не формирование мотивов, а регулирование мотивационной структуры в зависимости от тех целей, которые ставит руководство организации перед персоналом разберем на рисунке 1.4.
Как видно из рисунка, при наложении стимулов на мотивы формируется зона мотивации, воздействие на которую с помощью инструментов стимулирования обусловливает целенаправленное управление трудовым поведением персонала.
Основными принципами формирования механизма мотивации на организационно-управленческом уровне являются следующие: использование комплекса необходимых и достаточных, одновременно воздействующих на человека в процессе труда стимулов; соответствие применяемых стимулов особенностям мотивационной структуры работников организации; устойчивость как мотивов, так и стимулов; способность мотивов и стимулов к изменениям; способность гибко и оперативно снимать накапливающиеся противоречия между мотивами, а также между мотивами и стимулами; взаимоувязка целей организации и целей работников.
Рассмотрим подробнее способы мотивации сотрудников в таблице 1.5.
Таблица 1.5 — Способы мотивации сотрудников (инструментарий).
Мотивы. | |
Финансовые мотивы. |
|
Признание и вознаграждение. |
|
Ответственность. |
|
Отношения с руководителем. |
|
подразделением;
| |
Карьера. |
|
Достижение и успех. |
|
Содержание работы. |
|
Как выглядит эффективное трудовое поведение работника? Оно подразумевает, что человек ответственно и качественно исполняет свои обязанности, готов выходить за черту своих прямых обязанностей, прилагая дополнительные усилия, проявляя активность, сотрудничество и помощь; что он удовлетворен своей работой и не собирается менять ее.
Ниже в таблице 1.6 перечисляются признаки мотивирующей организации труда.
Таблица 1.6 — Карта мотиваторов.
Мотиватор | Интерпретация. | Выводы. |
Деньги, материальный стимул, зарплата. | Слишком сильный интерес к материальному вопросу. | Человек мотивируется только деньгами, на данный момент чрезвычайно желательно формировать дополнительные мотиваторы, в противном случае человек легко поменяет работу. |
Соответствие оплаты результатам труда, справедливость оплаты, оплата в соответствии с окладом. | Большое значение имеет не столько сумма вознаграждения, сколько восприятие сотрудником ее справедливости или несправедливости в соотношении с результатами труда. | У человека повышенное внимание к справедливости / не справедливости оплаты труда. Для него очень важно понимание причинно-следственных связей, необходимо помнить об этом для эффективного управления сотрудником. |
Оценка, похвала, вознаграждение и т. п. | Внешняя референция, наиболее значимые для человека факторы внешней субъективной оценки. | Для человека наиболее значима внешняя оценка, его необходимо хвалить и быть очень осторожным при критике или негативной оценке. |
Слава, почет и т. п. | Внешняя референция, наиболее значимые для человека факторы внешней субъективной оценки в сочетании с большими амбициями. | Слишком ориентирован на признание, часто человек со значительными комплексами, необходимо быть очень осторожным при оценке деятельности, очень часто желание быть на виду становится самоцелью. |
Карьера, карьерный рост, перспектива и т. п. | Ориентация на карьерный рост, если встречается более одного раза — преувеличенная зависимость. | Эффективен, если видит перспективы карьерного роста. Может вступать в конкуренцию с руководителем, проявлять амбициозность, если не видит перспектив. |
Статус. | Ориентация только на статусные, а не на реальные моменты. | Легче всего мотивировать статусными факторами без изменения зоны ответственности. |
Профессиональный рост, мастерство, развитие. | Ориентация на профессиональное развитие и рост — это является самостоятельной ценностью. | Мотивирует обучение, повышение квалификации, крайне значимо экспертное влияние руководителей. |
Совпадение целей, понимание целей. | Человек наиболее эффективен в тех ситуациях, когда он понимает и разделяет цели более высокого уровня. | Человек эффективен только тогда, когда при постановки цели ему объясняется необходимость ее достижения для общих целей компании. |
Четкая цель. | Необходимость четких формулировок либо отрицательный опыт в данной сфере. | Человек либо не умеет, либо не хочет работать в условиях размытой зоны ответственности, при нечеткости формулировок целей, и, как правило, не стремится или не может их достичь. |
Азарт, соревнование, стремление быть лучше и т. п. | Человеку необходимо для эффективной работы постоянно иметь возможность сравнивать свой результат с результатами других людей. | Эффективны торговые конкурсы, диаграммы успеха и т. п. |
Интересная, творческая работа. | Ориентация на интересную работу, необходимо понять, что под этим подразумевается. | Постоянно необходимо показывать новое в работе, интересное. мотивирует повышение квалификации, возможность увидеть новые грани в работе. |
Полномочия, ответственность, самостоятельность. | Заинтересованность сотрудника в высоком уровне самостоятельности. | Необходимо давать достаточно большую свободу в принятии решений, показывать реальные достижения и полномочия в том круге задач, за который человек отвечает. При его общей успешности имеет смысл расширять этот круг. |
Хороший руководитель, личность руководителя. | Ориентация в значительной степени на личность руководителя, это будет оказывать большое влияние на мотивированность сотрудника. | Стоит использовать харизматическое влияние, надо помнить о том, что при отсутствии личного взаимопонимания с руководителем эффективность сотрудника может значительно снижаться. |
Отношения, хороший коллектив, микроклимат, и т. п. | Ориентация в значительной степени на отношения с людьми — это важный фактор | Человек обязательно должен удачно вписываться в коллектив и корпоративную культуру. В работе значимо чувство локтя, человек мотивируется лучше всего пользой для коллектива и репутацией в коллективе. |
Отношения на равных. | Значимость амбиций, слабое умение работать под давлением. | Возможна слабая управляемость, только для руководителей достаточно высокого уровня. |
Самореализация. | Высший уровень мотивации. | Прекрасно для творческой работы, неприемлемо для рутинной. |
Избегание неприятностей и т. п. | Избегающий человек. | Более эффективно наказание, нежели поощрение во многих случаях, могут быть проблемы с самооценкой. |