Отличие традиционной методики профессионального обучения от современной
Необходимо по опыту зарубежных профессиональных учебных заведений (Германия, США) воспользоваться положительными моментами, которые заключены, например, в дуальной системе обучения (Германия) Существенными плюсами, которые необходимо перенять, на наш взгляд, у европейских учёных — это договорная система профессионального обучения и наличие профессионального отбора желающих приобрести рабочую… Читать ещё >
Отличие традиционной методики профессионального обучения от современной (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Таблица 3.
Л*. п/л. | Традиционные (теоретическая) методика профессионального обучения. | Современная (практическая) методика профессионального обучения. |
Цель. | В процессе фронтального обучения, обучить среднего ученика рабочему разряду. | Сформировать обще культурные и профессиональные компетенции у каждого конкретного обучающегося. |
Средства. | Вводный, текущий, заключительный инструктажи, обучение в рамках требований — профессиональноквалификационных. | Все виды и средства обучения: индивидуальное, групповое и т. п. — направлены на развитее личностных характеристик обучающихся, которые позволяют успешно конкурировать на рынке труда. |
Результат. | Приобретение 3−4 рабочего разряда и рабочей квазификации. Малый практический опыт, отрыв от практической деятельности. | Овладение профессиональной компетентностью в процессе обучения видам деятельности. Приобретение опыта практической деятельности. Большая связь с работодателем. |
Методика профессионального обучения в учебных мастерских является этапом в развитии профессиональных умений, навыков и подготовкой к производственной практике, выполнение необходимых видов деятельности в условиях реальной практической деятельности на предприятии, фирме, корпорации.
Естественно, что традиционные формы и методы производственного обучения, описанные В. А. Скакуном и Г. И. Кругликовым, должны приобрести иную конструкцию и содержание.
Необходимо по опыту зарубежных профессиональных учебных заведений (Германия, США) воспользоваться положительными моментами, которые заключены, например, в дуальной системе обучения (Германия) Существенными плюсами, которые необходимо перенять, на наш взгляд, у европейских учёных — это договорная система профессионального обучения и наличие профессионального отбора желающих приобрести рабочую профессию.
- — использование работодателем в качестве профессиональнопедагогических работников, особенно в производственном обучении, учебной практике;
- — независимая оценка рабочей квалификации, уровней конкурентоспособности и профессиональной компетенции выпускников системы среднего профессионального образования;
- — использование теории как необходимого компонента при обучении видам практической деятельности и только;
- — обучение на современном оборудовании, использование новейших технологий (опережающее обучение[1]);
- — оказание содействия профессиональному обучению со стороны Союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты (особенно в период организации производственной практики);
- — участие в разработке рационализаторских предложений (совместно с работодателем).
Подготовка обучающихся к изобретательской и рационализаторской деятельности связана с модернизаций вида той или иной деятельности. Цель выполнения такого вида деятельности — повысить качество выполнения вида деятельности; скорость выполнения, точность, производительность, продуктивность и пр. Сделать это можно посредством внедрения элементов технического творчества, развития культуры мышления обучающихся — основы, фундамента качественного выполнения вида деятельности, инструментализации (Дж.Дьюи).
Обучение на рабочем месте, на деле (по Дж. Дьюи) — продуктивное обучение, практически исключает ненужные практические, теоретические сведения и целиком посвящены либо изготовлению продукта, либо оказания услуг и пр. Форму обучения, удобную для себя, как правило, подбирает обучающийся. Он же и выбирает сложность продуктивной деятельности, вариант самообучения и обучения (в бригаде, индивидуально, в учебной группе).
Главное, чтобы рабочее место и технология выполнения того или иного вида деятельности соответствовали мировым стандартам.
Мотивирует качество выполнения вида той или иной деятельности хозрасчетный характер организации производительного труда, понимание значимости изготовления продукта для населения, наличие современного оборудования, использование информационных технологий (особенно при выборе технологии изготовления).
Дотошность и длительность тренировок, красота и удобство труда, своевременное получение помощи со стороны мастера производственного обучения, отсутствие назидания, навязывания вариантов изготовления, уважение к личности обучающихся — положительные моменты в современном профессиональном, практическом обучении, организации учебной практики.
Обучению действию как единице деятельности во многом зависит от уровня педагогической культуры мастера производственного обучения, понимания и предвидения педагогом затруднений, которые могут возникать у обучающихся — важные моменты производственного обучения, которые могут проводится не столько в форме традиционных уроков, сколько в виде реальной практической деятельности, непрерывной и систематизированной практики, позволяющей из практических элементов профессиональных умений вырабатывать общекультурные и профессиональные компетенции.
В соответствии с психологической структурой действия (Л.Н.Леонтьев[2]), обучение любому виду деятельности в учебных мастерских происходит в виде таких этапов, как: