Естественнонаучный подход.
Психология социальных общностей
Мысль А. С. Лаппо-Данилевского о человечестве как части мирового целого, наделенной сознанием, близка к учению о ноосфере В. И. Вернадского. Он понимал ноосферу как реконструкцию биосферы в интересах мыслящего человечества. Человечество понималось ученым как огромная общность, геологическая сила, творец ноосферы. Человеческое единство —это природный фактор. Его действие выражается в создании… Читать ещё >
Естественнонаучный подход. Психология социальных общностей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Данный подход связан с представлениями о человечестве как единой общности всех людей на нашей планете. Одним из первых ученых, предложивших планетарное видение мира, был российский историк и философ А. С. Лаппо-Данилевский. Он формулирует понятие «мировое целое». Человечество — это коллективный индивидуум, который является частью «мирового целого» (универсума) и состоит из индивидуальностей, способных сообща сознавать абсолютные ценности. Размышляя о направлении эволюции человечества, он пришел к выводу, что человечество по мере своего осознания абсолютных ценностей все больше и больше становится «великой индивидуальностью». А. С. Лаппо-Данилевский соединяет понятия «индивидуальность» и «общность». Осознавая и реализуя систему абсолютных ценностей, человечество становится все более взаимозависимым и все более воздействует на тот универсум, частью которого оно является. Кроме понятия «мировое целое» ученый вводит понятие «эволюционное целое» — культурная общность (отдельный факт культуры), неповторяющаяся во времени (ЛаппоДанилевский, 1990).
Мысль А. С. Лаппо-Данилевского о человечестве как части мирового целого, наделенной сознанием, близка к учению о ноосфере В. И. Вернадского. Он понимал ноосферу как реконструкцию биосферы в интересах мыслящего человечества. Человечество понималось ученым как огромная общность, геологическая сила, творец ноосферы. Человеческое единство —это природный фактор. Его действие выражается в создании человеческой культуры, сходных форм научной и технической цивилизации (Вернадский, 1995).
Понимание человечества как единой общности, связанной с космосом, развивал и французский философ П. Тейяр де Шарден. Человечество, с его точки зрения, представляет множество, которое характеризуется единством психической жизни (Тейяр де Шарден, 1987).
Однако человечество как единая общность дифференцируется на самые разнообразные общности, которые можно классифицировать по разным признакам. Так, на основе экономических, политических, географических факторов складывается государственное сообщество. В мире насчитывается около 200 государственных образований. На основе природных, социальных, социально-психологических и прочих факторов формируется этническая общность. На нашей планете проживает более 1000 народов и народностей. На основе мировоззренческого единства создается религиозная общность. Помимо крупнейших религий мира — христианства, ислама, буддизма, иудаизма — насчитывается еще более 100 различных религиозных течений и сект.
Таким образом, человечество можно рассматривать и изучать как единую глобальную общность.