Виды правового режима
Особо охраняемые природные территории федерального и регионального значения определяются, их режим охраны устанавливается и их земли отграничиваются от других земель соответственно Правительством РФ и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а ООПТ местного значения и отведение им земель определяются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов РФ. Решения… Читать ещё >
Виды правового режима (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Выделение и охрана особо охраняемых природных территорий (далее — ООПТ) базируются на ст. 9, 36, 42, 71 Конституции РФ, ст. 1, 3, 4, 58—62 Федерального закона «Об охране окружающей среды», являющегося базовым в природоохранном законодательстве, ВК РФ, ЛК РФ, Законе РФ «О недрах», Федеральном законе «О животном мире» и отражают потребности общества в сохранении уникальных, особо ценных природных территорий и природных объектов в интересах настоящего и будущих поколений.
На особо охраняемых природных территориях создается специальный правовой режим природопользования.
В ЗК РФ предусматриваются отнесение особо охраняемых территорий к объектам общенационального достояния и установление особенностей использования, создание охранных зон и округов на прилегающих к ним земельных участках, запрещение ряда действий, в том числе изменения целевого назначения земельных участков или прекращения прав на них для нужд, противоречащих их целевому назначению.
Основным актом регулирования использования и охраны участков земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, является Федеральный закон от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».
В нем предусматриваются порядок создания и функционирования ООПТ, полномочия федеральных, региональных и муниципальных органов по созданию и отграничению земель ООПТ, которые различны.
Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться соответственно в ведении федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.
Государственные заповедники и национальные парки относятся к территориям федерального значения.
Государственные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады могут быть федерального и регионального значения. Природные парки имеют региональное значение.
Особо охраняемые природные территории федерального и регионального значения определяются, их режим охраны устанавливается и их земли отграничиваются от других земель соответственно Правительством РФ и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а ООПТ местного значения и отведение им земель определяются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления вправе устанавливать не только указанные традиционные ООПТ, но и иные категории ООПТ — территории, на которых находятся зеленые зоны, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, речные системы и природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники.
Так, например, акты Республики Хакассии выделяют охрану земель архитектурных объектов, курганов, древних поселений, крепостных валов, наскальных рисунков и соответствующих земельных участков. В Республике Карелии охраняются законом уникальные исторические природноландшафтные территории.
Специфические черты присущи и отдельным видам особо охраняемых территорий и обусловливают их дифференцированный правовой режим, определяемый более подробно в соответствующих нормативных актах о видах особо охраняемых территорий, а применительно к конкретной территории — в постановлении органа исполнительной власти об объявлении данной территории особо охраняемой.
Пункт «д» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ относит вопросы государственного управления и государственного контроля в области организации и функционирования ООПТ к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Решения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, которые предполагается объявить землями ООПТ, с последующим изъятием таких земель, в том числе путем выкупа, и об ограничении на них хозяйственной деятельности вправе принимать органы государственной власти субъектов РФ на основании принятых схем развития и размещения ООПТ или территориальных схем охраны природы.
Регулирование использования и охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, объектов, имеющих особое эстетическое, оздоровительное и иное ценное значение, осуществляется на основе Федерального закона от 23.02.1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебнооздоровительных местностях и курортах».