Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Специфика русского речевого этикета

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует уважать мнение других людей, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. С таким качеством характера, как терпимость тесно связана выдержанность — умение спокойно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания… Читать ещё >

Специфика русского речевого этикета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Речевой этикет — это система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения.

Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости и затруднений в общении.

Неукоснительное соблюдение речевого этикета в деловом общении оставляет у клиентов и партнеров благоприятное впечатление об организации, поддерживает ее положительную репутацию.

Речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения. В российском обществе особую ценность представляют такие качества как, тактичность, предупредительность, терпимость, доброжелательность, выдержанность.

Важность этих качеств отражается в многочисленных русских пословицах и поговорках, характеризующих этические нормы общения. Одни пословицы указывают на необходимость внимательно слушать собеседника: Умный не говорит, невежда не дает говорить. Язык — один, уха — два, раз скажи, два раза послушай. Другие пословицы указывают на типичные ошибки в построении беседы: Отвечает, когда его не спрашивают. Дед говорит про курицу, а бабка — про утку. Вы слушайте, а мы будем молчать. Глухой слушает, как немой речь говорит. Многие пословицы предупреждают об опасности пустого, праздного или обидного слова: Все беды человека от его языка. Корову ловят за рога, людей за язык. Слово — стрела, выпустишь — не вернешь. Невысказанное высказать можно, высказанное возвратить нельзя. Лучше недосказать, чем пересказать. Мелет с утра до вечера, а послушать нечего.

Тактичность — это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него.

Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.

Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует уважать мнение других людей, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. С таким качеством характера, как терпимость тесно связана выдержанность — умение спокойно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника.

Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.

Любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную. Если адресат незнаком субъекту речи, то общение начинается со знакомства. При этом оно может происходить непосредственно и опосредованно. Конечно, желательно, чтобы вас кто-то представил, но бывают случаи, когда это необходимо делать самому.

Этикет предлагает несколько возможных формул:

  • — Разрешите с вами познакомиться.
  • — Я хотел бы с вами познакомиться.
  • — Давайте познакомимся.
  • — Будем знакомы.

При обращении в учреждение по телефону или лично возникает необходимость представиться:

  • — Позвольте (разрешите) представиться.
  • — Моя фамилия Сергеев.
  • — Меня зовут Валерий Павлович.

Официальные и неофициальные встречи знакомых и незнакомых людей начинаются с приветствия.

Официальные формулы приветствия:

  • — Здравствуйте!
  • — Добрый день!

Неофициальные формулы приветствия:

  • — Привет!
  • — Здравствуй!

Начальным формулам общения противостоят формулы, используемые в конце общения, они выражают пожелание: Всего доброго (хорошего)! или надежду на новую встречу: До завтра. До вечера. До свидания.

В ходе общения при наличии повода люди делают приглашения и высказывают поздравления.

Приглашение:

  • — Позвольте (разрешите) пригласить вас…
  • — Приходите на праздник (юбилей, встречу).
  • — Будем рады видеть вас.

Поздравление:

  • — Разрешите поздравить вас с…
  • — Примите мои искренние (сердечные, горячие) поздравления…
  • — Горячо поздравляю…

Выражение просьбы должно быть вежливым, деликатным, но без излишнего заискивания:

  • — Сделайте одолжение…
  • — Если вам не трудно (если вас это не затруднит)…
  • — Будьте любезны…
  • — Не могу ли попросить вас…
  • — Очень вас прошу…

Советы и предложения не стоит высказывать в категоричной форме. Желательно формулировать совет в виде деликатной рекомендации, сообщения о некоторых важных для собеседника обстоятельствах:

  • — Разрешите порекомендовать вам…
  • — Позвольте обратить ваше внимание на…
  • — Я бы предложил вам…

Формулировка отказа в выполнении просьбы может быть следующей:

  • — (Я) не могу (не в силах, не в состоянии) помочь (разрешить, оказать содействие).
  • — В настоящее время это (сделать) невозможно.
  • — Поймите, сейчас не время обращаться с такой просьбой.
  • — Простите, но мы (я) не можем выполнить вашу просьбу.
  • — Я вынужден отказать (запретить, не разрешить).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой