Теоретические основы стратегического менеджмента
Разработка стратегии. После того как определены миссия и цели, наступает этап анализа и выбора стратегии. На этом этапе принимается решение по поводу того, как, какими средствами фирма будет добиваться достижения целей. Анализируются сильные и слабые стороны фирмы, выявляются ключевые факторы успеха, возможные угрозы, новые возможности развития предприятия, а также оцениваются альтернативные… Читать ещё >
Теоретические основы стратегического менеджмента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Сущность и задачи стратегического менеджмента
Термин «стратегический менеджмент» был введен в обиход на стыке 60 -х-70-х гг. И уже в течение двух десятков лет стратегическое управление является одним из общепризнанных направлений экономической науки в промышленно развитых странах.
Стратегический менеджмент — это такой менеджмент, который опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.
Объектами стратегического менеджмента являются организации, стратегические хозяйственные подразделения и функциональные зоны организации [14, c. 86].
Предметом стратегического менеджмента являются:
- 1. Проблемы, которые прямо связанны с генеральными целями организации.
- 2. Проблемы и решения, связанные с каким-либо элементом организации, если этот элемент необходим для достижения целей, но в настоящее время отсутствует или имеется в недостаточном объеме.
- 3. Проблемы, связанные с внешними факторами, которые являются неконтролируемыми.
Стержнем стратегического менеджмента выступает система стратегий, включающая ряд взаимосвязанных конкретных предпринимательских, организационных и трудовых стратегий.
Стратегия — это заранее спланированная реакция организации на изменение внешней среды, линия ее поведения, выбранная для достижения желаемого результата.
Выбор стратегии и ее реализация составляют основную часть содержания стратегического менеджмента. Стратегия дает ответ на вопрос, каким способом, с помощью каких действий организация сумеет достичь своих целей в условиях изменяющегося и конкурентного окружения.
Основные задачи стратегического менеджмента.
Стратегический менеджмент можно рассматривать как динамическую совокупность пяти взаимосвязанных управленческих задач. Эти задачи логически вытекают одна из другой. Однако существует устойчивая обратная связь и соответственно обратное влияние каждой задачи на остальные и на всю их совокупность. Это является важной особенностью системы стратегического менеджмента.
К основным задачам стратегического менеджмента относятся:
- 1. Формулировка стратегического видения предприятия. В рамках этой задачи происходит анализ и формирование благоприятной среды функционирования предприятия. Анализируется влияние внешней среды, что включает в себя изучения воздействия экономических и политических процессов, научно-технического и технологического развития общества, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющей общества. А также анализируется внутренняя среда, что включает в себя определение того потенциала, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей.
- 2. Формулирование миссии и постановка целей. В рамках этой задачи формируется миссия фирмы, которая выражает смысл существования фирмы, ее предназначение. Далее определяются цели предприятия, т. е. происходит обеспечение целевой направленности всей деятельности предприятия. Формирование миссии и установление целей фирмы приводят к тому, что становится ясным, для чего функционирует фирма и к чему она стремится.
- 3. Разработка стратегии. После того как определены миссия и цели, наступает этап анализа и выбора стратегии. На этом этапе принимается решение по поводу того, как, какими средствами фирма будет добиваться достижения целей. Анализируются сильные и слабые стороны фирмы, выявляются ключевые факторы успеха, возможные угрозы, новые возможности развития предприятия, а также оцениваются альтернативные варианты стратегий [12, с. 56].
- 4. Внедрение и реализация стратегии. Создаются необходимые предпосылки для успешной реализации стратегии, и стратегия воплощается выбранная в жизнь. Реализация стратегии проведение стратегических предполагает изменений в организации. Происходит ответственности выполнение за распределение задач и прав на принятие организации в выбор, решений системы управления организацией, политики организации определение, переподготовка рабочей силы и т. п.
- 5. Деятельность отслеживания. Оценка изменений и корректировка. Определение что, каким и по того показателям проверять, оценка контролируемого объекта состояния в соответствии с принятыми стандартами, или другими нормативами эталонными показателями, выяснение отклонений если, причин таковые вскрываются в результате оценки и осуществление корректировки, если она необходима.
Таким образом, сущность управления стратегического менеджмента заключается в формировании и реализации стратегии организации развития на основе непрерывного контроля и оценки изменений, происходящих в ее деятельности с целью поддержания способности к эффективному и выживанию условиях в функционированию нестабильной внешней среды.