Архиерейские школы.
Развитие российского образования и науки при Петре I
В Нижегородской школе было устроено три «школы» (класса): букварная, славяно-российская и эллино-греческая. Учащиеся устраивали концерты и сценические представления. Учебная работа проводилась по инструкции, специально составленной Ф. Прокоповичем, в которой был определен порядок учебных занятий и отдыха, устанавливались правила надзора за школьниками, давались наставления о поведении их в школе… Читать ещё >
Архиерейские школы. Развитие российского образования и науки при Петре I (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Верным соратником Петра I по преобразованию церкви, превращению ее в надежное орудие государства стал Прокопович, один из самых видных деятелей церковного просвещения. Ф. Прокопович составил «Духовный регламент». Утвержденный царем 25 января 1721 г., этот документ коренным образом изменил положение православной церкви в государстве и по-новому определил ее роль в общественной жизни. Церковь ставилась полностью в зависимость от государства. Управление ею поручалось Духовной коллегии. Она была отстранена от руководства государственными светскими школами.
Еще в 1701 г. по указанию Петра I провел реорганизацию Московской Славяно-греко-латинской академии. Были восстановлены «учения латинские» (латинский язык в то время был международным языком науки). Академия превращена в крупное высшее учебное заведение. Петр I неоднократно брал воспитанников этой академии для комплектования светских школ и для работы в государственных учреждениях.
В первой четверти XVIII в. была создана сеть новых духовных школ. Они открывались вначале по инициативе отдельных епископов, поддерживавших правительственные преобразования. Эти начальные духовные школы получили название архиерейских (устраивались под надзором архиереев, часто при их домах).
По «Духовному регламенту» епископам вменялось в обязанность открывать архиерейские школы для подготовки священников при всех архиерейских домах. На каждую школу полагался один учитель, «который бы детей учил не только чисто, ясно и точно в книгах честь… но учил бы честь и разуметь. На содержание учителей и учащихся епископам разрешалось в своей епархии проводить особый хлебный сбор с монастырских земель. В архиерейских школах предлагалось обучать детей чтению, письму, славянской грамматике, а также арифметике и части геометрии.
В Нижегородской школе было устроено три «школы» (класса): букварная, славяно-российская и эллино-греческая. Учащиеся устраивали концерты и сценические представления. Учебная работа проводилась по инструкции, специально составленной Ф. Прокоповичем, в которой был определен порядок учебных занятий и отдыха, устанавливались правила надзора за школьниками, давались наставления о поведении их в школе, общежитии, церкви, о соблюдении правил гигиены.
В 1721—1725 гг. было открыто 13 архиерейских школ. В большинстве этих школ обучали славяно-российской грамоте и церковной службе, нередко арифметике и геометрии. После издания «Духовного регламента» в архиерейские школы перешла значительная часть учащихся из цифирных (главным образом дети духовенства).