Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Северная Албания или Союз царств Лпиния

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В подтверждение версии, что Лпин есть искажение от названия Алупан, Алпан и означал территорию и население левобережья реки Кур, можно привести достаточное число албанских ономастических терминов, встречающихся в восточной Грузии — бывшей территории Албании. Из их числа этнотопоним Каспи (деревня недалеко от Тбилиси) напоминает каспов. Ойконим Лубион — название деревни в Иберии на границе… Читать ещё >

Северная Албания или Союз царств Лпиния (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В исторической литературе встречается несколько форм названия Лпин: Лпиния, Лпинк, Лупения, Лепон, Лупан, Лапан, Лабан, Лбин, Либан… Эта область известна из греческих (Лйценнйпй), латинских (Lupenii, patria Lepon), армянских (Лпинк, ашхарх Лпинк), арабских источников (???д Либан, ??Э?д?жд Лифинийун). Исходя из анализа сообщений источников о лпинах и их локализации, можно сказать, что отдельного народа лпин (как и отдельного народа албан) не существовало, что «лпин» (как и «албан») является собирательным термином, а не этнонимом. Из-за разного географического положения, стратегического значения, а также разноудаленности от Рима и Ирана, две части Албании по обе стороны реки Кур имели разную степень зависимости от централизованной албанской государственной власти. Возможно, этим объясняется бытование разных названий двух частей Албании: южной — Алуанк (Агванк, Албания) и северной — Алпан (Лпин). В I—II вв. Северный Алпан (Лпин) подвергся нашествию массагетов. В эпоху своего рождения на приморской части Алпана (I /II — III вв.) в Маскутское царство входила и область Чула. Вероятно, после нашествия массагетов Лпином называлось все левобережье реки Кур, за исключением узкой приморской полосы, занятой маскутами. В Северный Алпан в разные исторические периоды входили царства Чула, Лек, Филан, Эрети, Гугарк, Касп (до I в.), Маскут (с I—II вв.н.э. по 1-ю четв. IV в.), Хурсан, Квепелек, Шарван, Шаки, Чилб, Эчер., а также области (гавары) Цур /Чур, Тапаспаран (со времени переселения Хосровом I Ануширваном VI в.), Гиль, Лег, Микан (Мукан), Вртан (соврем. Варташен), Цах (Цахур), Хон (Хнов), Рут (Рутул), Ярк (Ярк1), Агул (Яргул) и др… В 682 г. «город лпинов» посещало посольство епископа Исраэла, по дороге в город гуннов-балындуров Варачан. В VI—VII вв. в Северный Алпан (Лпин) хлынули тюркоязычные кочевники — гунны. Многочисленное войско гуннов во главе с Алп-Илитвером, напавшее на Албанию, располагалось «на полях Лпинии». Очевидно, о Лпине говорили лишь в периоды, когда он становился самостоятельным царством, в периоды своего могущества. В полулегендарном рассказе о войне армянского царя Хосрова с первыми Сасанидскими царями Агатангелос сообщает, что в течение 12 лет на помощь армянскому царю приходили албаны, лпины, чилбы и каспы. Тот факт, что в источниках вкупе с Лпином перечисляются и другие северные области, говорит о политической самостоятельности и мощи этих областей. Перечисляя с востока на запад соседние с Арменией народы, Плиний пишет: «С другой стороны, начиная от границ Албании, по всему челу гор живут дикие племена сильвов (Silvi), а ниже — лупении (Lupenii), затем дидуры и соды». Сведения Елише позволяют считать царство лпинов одним из могущественных христианских государств Закавказья; царь этой страны получает послание Ездигерда II Сасанида так же, как и армянский, иверский и албанский цари. Во время антисасанидского восстания 450−451 гг. войска Лпинии и Баласакана в составе армии марзбана Себухта помогало персам подавлять движение армян и албан (очевидно, закуринских). При укреплении прохода Чула (Дербент) Сасаниды использовали силы лпинов и чильбов, однако во время восстания алпанского царя Ваче лпины и чилбы примкнули к восставшим. Так как с Запада Северная Албания — Алпан /Лпин граничила с Иверией, именно в произношении пограничных нрадов название Алпан (Алупан) трансформировалось в Лпин (Лупен). В Восточной грузи по сей день сохранилась алпанская-лпинская топонимика. Дасхуранви размешает лпинов рядом с чилбами в гористых частях Дагестана. Маштоц распространяет христианскую проповедь «из селения Гис в области Утик в Албанию, в Лпинк и в Каспк до ворот Чора». Большой ученый и знаток своего края, албанский, а затем и армянский католикос, Макар Бархударян в жителях села Лагич видел потомков лпинов, живших в Сумгаитско-Девичинском междуречье. Джигбов (сильвов) он локализует между рекой Девичи и Кубой, а маскутов располагает между Дербентом, Каспийским морем и Малым Кавказом. Лпинов и чилбов ученый помещает в районе между современными городами Сумгаит и Куба. Некоторые исследователи полагают, что территория Лпина охватывал бассейн рек Гирдыман и Ахсу, Баласаканское поле и Чилб до Каспийского моря. По Б. А. Улубабяну, в данном перечислении под Лпином понималась территория еще обширнее, с охватом всего левобережья Куры до Главного Кавказа. С. Т. Еремян располагает лпинов в верховьях реки Алазани, а чилбов к северу от них, за Кавказским хребтом в долине реки Тушетская Алазань. Таким образом, хотя разные исследователи по-разному локализуют Лпин, но все они располагают его на левобережье реки Кур, и в некоторые исторические периоды границы царства Лпин почти полностью совпадают с Северной Албанией.

Считаем, что «лпины /лбины», упоминаемые у разных авторов в различных формах, есть не этнический, а собирательный термин так же, как и «албаны». Отсюда и ложная версия о существовании якобы народов — албан или лпин, которые как отдельные этносы не существовали. Очевидно, названия «Албания /Алуанк» и «Лбин /Лупения» являются разными формами одного хоронима «Алпан /Алупан», связанного с именем лезгинского бога огня Алпана. Источником появления разных фонетических вариантов, скорее всего, явились разноязычие контактировавших с Алпаном народов. От южных контактов, сложились названия — Албания, Алуанк, Агуэн, Алуэн, Алван, Агванк и т. д., а от северных (северодагестанских племен и кочевого мира) название Алупана трансформировалось в Лупан — Лупен — Лпин — Лбин — Лпинк и т. п. Существование этнического сходства между хоронимами Албания и Лбиния предполагал и С. Т. Еремян. Вероятно, вначале Лпиния имела и свое исконное название, которое со временем могло быть утеряно под воздействием общего термина Лпиния.

В подтверждение версии, что Лпин есть искажение от названия Алупан, Алпан и означал территорию и население левобережья реки Кур, можно привести достаточное число албанских ономастических терминов, встречающихся в восточной Грузии — бывшей территории Албании. Из их числа этнотопоним Каспи (деревня недалеко от Тбилиси) напоминает каспов. Ойконим Лубион — название деревни в Иберии на границе с Албанией сопоставимо с этнонимом лупении /лупоны /лпины. Встречается еще ряд топонимов, в которых исследователи видят отложение этнонима лупении /лпины, это: Лабанкури, Лапанеби, Лапаниаткари, Лапниани, Лопота, Лопотис-хеви, Лопотис-цкали и др. На среднем течении реки Алазань зафиксированы топонимы Алвани, Аранта, Шилда, Челта, Ц1илбан, Ц1олбан, Кахи, Кахтубани /Кахисубани, соответственно сопоставляемые исследователями с албанами-ранами, сильвами-чильбами, кахами. Об этом говорит и академик И. А. Джавахишвили, который, основываясь на топонимические данные, полагает, что восточные провинции восточной Грузии некогда были заселены чеченскими и дагестанскими племенами .По всей вероятности, этноним эрети /эрет1 «малые эры» и собирательное название лупении (албаны) не могут быть тождественными названиями. Более того, Эрети, Кахети, Камбечан, Шаки, вместе с другими северными областями, сами входили в состав Лпинии. Согласно источникам, в Лпинии обитали «албаны, лпины, леги» (леки) и другие этнические группы. В перечислении народов древним историкам вряд ли можно полностью доверять, ибо зачастую этническое название необоснованно связывается с названием области, страны и повторяются их разные варианты. Собирательные названия «албаны» и «лпины», будучи тождественными терминами, у разных народов могли иметь и некоторые региональные отличия: албаны (все население Албании или же, по армянской традиции, население правобережья реки Кур), лпины (по сути то же самое; в отдельных случаях — население северной части Албании /Алупана). Бытованию двух форм — «Албания /Алуанк» и «Лпин /Лупан» одного хоронима Албания (Алпан) могло способствовать и то обстоятельство, что в разные периоды времени, в зависимости от политики Рима и Ирана, правобережная Албания оказывалась включенной в состав Армении.

В результате арабской экспансии произошло политическое, экономическое, культурное и религиозное разделения Албании. Исламизированный Северный Алпан распался на мелкие самостоятельные княжества. Албанией в грузинской и армянской исторических традициях называлась уже христианская правобережная часть реки Кур, ибо левобережная исламская часть называлась своими этническими названиями (Лек /Лакз, Баб-ал-абваб /Чула, Табасаран, Шаки…). Все источники того периода отмечают пределы Албании от реки Арас до Чула (Дербент), от Иверии до Каспия. история албанское государство Кавказ.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой