Особенности финансирования социально-культурных проектов
Современный менеджмент и экономика социально-культурной сферы имеет специфические методы, средства и инструменты управления. Например, для финансирования социально-культурных проектов применяются технологии фандрайзинга. Фандрайзинг (fand-raising) — совокупность принципов, методов, средств и инструментов для привлечения и аккумулирования средств из различных источников. Различают проектный… Читать ещё >
Особенности финансирования социально-культурных проектов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Эффективность крупного социально-культурного проекта зависит в большой степени от его финансирования и ресурсного обеспечения. Источники финансирования можно разделить на три больше группы: государственные, привлеченные и собственные. Доминирующий тип экономики культуры страны также обуславливают схему привлечения капитала для того или иного социального или культурного проекта. Исторически сложились три основных типа экономики культуры: романский, германский и англо-американский.
Для романского типа (Франция, Италия, Испания и др.) характерно централизованное финансирование крупных культурных проектов, преимущественно из государственных средств или от частных лиц, пользующихся доверием государства. Для германского типа (Германия, Бельгия, Австрия, Швейцария и др.) характерно солидарное (патерналистическое) финансирование крупных проектов за счет местных бюджетов, независимых фондов, частных лиц.
Для англо-американского типа (Великобритания, США, Канада) характерно доминирование частного капитала, который заинтересован в реализации того или иного культурного проекта, в том числе и по причине налоговых льгот. Государство и его структуры выступают, как правило, вдохновителями и идейными инициаторами того или иного социального или культурного проекта. Со стороны государства возможна только законодательная или организационная поддержка. В основе американской системы прогрессивного налогообложения задействован принцип сокращения налогов для тех, кто выступает благотворителем. Для крупных компаний это становится весьма выгодным бизнесом. В Великобритании, например, частный собственник может получить весьма значимые льготы по налогообложению своего недвижимого имущества, если разрешит пускать туристов в свои владения (старинные дома, замки, парки, на отдых к рекам и озерам и т. д.).
Современный менеджмент и экономика социально-культурной сферы имеет специфические методы, средства и инструменты управления. Например, для финансирования социально-культурных проектов применяются технологии фандрайзинга. Фандрайзинг (fand-raising) — совокупность принципов, методов, средств и инструментов для привлечения и аккумулирования средств из различных источников. Различают проектный и оперативный фандрайзинг. В проектном фандрайзинге средства ищутся под какой-то большой социально-культурный проект, с перспективой длительной финансовой отдачи от него. В оперативном фандрайзинге ищутся и аккумулируются средства для покрытия текущих расходов. Для оценки эффективности конечных результатов используют обычно два основных показателя: коэффициент окупаемости расходов на фандрайзинг (Коб) и коэффициент рентабельности фандрайзинга (Крент).
Разрабатываемая программа фандрайзинга включает в себя: анализ потребностей рынка и спроса на нем, планирование программы привлечения средств, программу реализации привлечения и аккумулирования средств со сроками и ответственными лицами, контроль за реализацией, анализ реализации. Особое место в программе фандрайзинга занимают гарантии возврата капитала инвесторам и другим финансовым донорам. Гарантии возврата средств инвесторам должны быть обоснованы в предоставляемом бизнес плане, прошлых кредитных историях, оценках рисков, материальных свидетельствах возврата средств в случае неудачи проекта. Особую роль играет работа со спонсорами, так как они в большей степени заинтересованы в продвижении на рынке своего имени (марки, брэнда), чем возврата средств.
Разрабатывая программу фандрайзинга необходимо уделить особое место вопросам будущего ценообразования, рекламы, PR, работы с волонтерами и организации волонтерской службы (для распространения билетов и рекламной информации), товародвижения и продвижения продукта, сбытовым технологиям.