Конвенция о защите прав инвестора СНГ и Соглашение стран СНГ «О сотрудничестве в области инвестиционной деятельности»
Вторым актом в области инвестиционной деятельности в рамках СНГ, как ранее было обозначено, является Соглашение стран СНГ «О сотрудничестве в области инвестиционной деятельности». Этим соглашением предусматривается сотрудничество в сфере инвестиционной политики, консультации и обмен информацией по вопросам инвестиционной деятельности при разработке мер государственного регулирования… Читать ещё >
Конвенция о защите прав инвестора СНГ и Соглашение стран СНГ «О сотрудничестве в области инвестиционной деятельности» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Идея экономической интеграции государств не уходит из повестки мировой политики, поскольку объединение совместных усилий позволяет достичь больших экономических успехов. Как следствие, можно наблюдать экономическую интеграцию в области региональных экономических образований в международном сообществе.
Одним из таких региональных образований является Содружество Независимых Государств (далее — СНГ). Интеграция в рамках СНГ осуществляется и в сфере инвестиционной деятельности. В качестве примера можно назвать Конвенцию о защите прав инвестора[1], а также Соглашение стран СНГ «О сотрудничестве в области инвестиционной деятельности».
Конвенция о защите прав инвестора распространяется на различные виды инвестиций, зарегистрированных на территории договаривающихся стран, и гарантии прав инвесторов на осуществление инвестиций и получаемые от них доходы. Конвенцией предусматриваются следующие гарантии инвестиций: защита от национализации и реквизиции, кроме исключительных случаев (стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и иных обстоятельств, носящих чрезвычайный характер), предусмотренных национальным законодательством сторон, когда эти меры принимаются в общественных интересах, предусмотренных Основным законом (Конституцией) страны-реципиента. Национализация или реквизиция не могут быть осуществлены без выплаты инвестору адекватной компенсации. За инвестором закрепляется право на возмещение ущерба, причиненного ему решениями и действиями (бездействием) государственных органов либо должностных лиц, противоречащими законодательству страны-реципиента и нормам международного права. Споры по осуществлению инвестиций в рамках настоящей Конвенции рассматриваются судами или арбитражными судами стран — участников споров, Экономическим Судом СНГ и/или иными международными судами или международными арбитражными судами.
Вторым актом в области инвестиционной деятельности в рамках СНГ, как ранее было обозначено, является Соглашение стран СНГ «О сотрудничестве в области инвестиционной деятельности». Этим соглашением предусматривается сотрудничество в сфере инвестиционной политики, консультации и обмен информацией по вопросам инвестиционной деятельности при разработке мер государственного регулирования инвестиционных процессов и механизма их реализации, устранение недобросовестной конкуренции на международном и внутреннем рынках. В нем раскрываются понятия «инвестиции», «инвестор», закрепляется национальный режим инвестиций, а также содержатся гарантии для инвесторов, например, защита от национализации. Так, в соответствии со ст. 7 Соглашения стран СНГ «О сотрудничестве в области инвестиционной деятельности» инвестиции, производимые инвесторами, пользуются полной и безусловной правовой защитой государства по месту инвестирования, не подлежат национализации и не могут быть подвергнуты реквизиции, кроме как в исключительных предусмотренных законами случаях. Решения о национализации и реквизиции принимаются в порядке, установленном законодательством государства по месту инвестирования. В таких случаях государством по месту инвестирования выплачивается инвесторам быстрая, адекватная и эффективная компенсация. Решения об удовлетворении претензий инвестора в случае национализации и реквизиции могут быть разрешены по соглашению сторон или обжалованы в суды государства по месту инвестирования. Соглашение стран СНГ «О сотрудничестве в области инвестиционной деятельности» распространяется не только на частное, но и на государственное иностранное инвестирование.
Однако это соглашение не вступило в силу для России и временно применялось с 24 декабря 1993 г. В 2002 г. в связи с принятием в Российской Федерации нового законодательства, регулирующего инвестиционную деятельность, и с учетом того, что отношения Российской Федерации с другими государствами — участниками СНГ в этой области осуществляются на двусторонней основе, было принято решение прекратить временное применение Соглашения стран СНГ «О сотрудничестве в области инвестиционной деятельности»[2].
- [1] После длительной неопределенности в отношении данной Конвенции, в конечномитоге Россия выразила намерение не быть ее участницей. См.: Распоряжение Президента Российской Федерации от 16.04.2007 № 166-рп // СЗ РФ. 2007. № 17. Ст. 2032.
- [2] Подробнее см.: Распоряжение Президента Российской Федерации от 04.03.2002№ 84-рп // СЗ РФ. 2002. № 10. Ст. 996.