Закономерности здоровьесберегающей педагогики
Четвертая закономерность: данные, полученные в результате анализа урока, степень здоровьесберегающей направленности урока, являются показателем медико-психологической компетентности педагога, корректором педагогических действий, корректором управленческих решений в организации здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения и реализации им здоровьесберегающей функции. Третья… Читать ещё >
Закономерности здоровьесберегающей педагогики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
К теоретическим основам здоровьесберегающей педагогики относятся закономерности, принципы, подходы, методы.
Закономерности науки — это прежде всего связи, которые возникают в процессе обучения и воспитания детей в образовательных учреждениях и определяют принципы организации этих процессов.
Между целями воспитания, его содержанием и методами существует органическое единство. Это единство выступает как важная закономерность педагогики. Система общих закономерностей разработана И. П. Подласым:
- 1) направленность обучения и воспитания на решение задач всестороннего и гармонического развития личности;
- 2) активно-деятельностный характер обучения;
- 3) единство потребностно-мотивационной сферы и учебно-познавательной активности учащихся;
- 4) проявление уважения и требовательности к учащимся, укрепление их личного достоинства в процессе обучения;
- 5) обеспечение радости успехов учащихся в овладении знаниями;
- 6) раскрытие способностей и творческих задатков учащихся и опора на их положительные свойства и качества в процессе обучения;
- 7) учет возрастных и индивидуальных особенностей в процессе обучения;
- 8) согласованность и единство педагогических усилий школы, семьи и общественности в организации обучения;
- 9) осуществление обучения в коллективе и повышение влияния последнего на активизацию учебного процесса.
Система специфических закономерностей обучения такова:
- • проблемность обучения;
- • наглядность обучения;
- • научность обучения;
- • активность и сознательность учащихся в процессе обучения;
- • доступность обучения;
- • систематичность и последовательность обучения;
- • прочность обучения и его цикличность;
- • единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения;
- • связь теории и практики.
В своем исследовании мы также опираемся на общие закономерности воспитания, выделенные М. И. Рожковым в работе «Организация воспитательного процесса в школе»:
- 1) воспитание ребенка совершается только на основе активности самого ребенка во взаимодействии с его окружающей социальной средой. При этом решающее значение имеет гармонизация интересов общества и личных интересов учащихся при определении целей и задач педагогического процесса;
- 2) единство образования и воспитания;
- 3) целостность воспитательных влияний [8].
Закономерности, объективно присутствующие в реальной действительности, могут отличаться от содержания тех закономерностей, которые утверждаются в науке. Когда речь идет о закономерностях здоровьесберегающей педагогики, они являются отражением тенденций становления и функционирования системы здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях.
В ходе нашего исследования при выявлении специфических закономерных связей процесса здоровьесберегающей деятельности были отмечены наиболее очевидные, устойчивые, повторяющиеся связи, характеризующие изучаемый процесс. Реализация образовательными учреждениями функции сохранения и укрепления здоровья учащихся обусловливается рядом закономерностей, которые выступают как частные проявления общих педагогических закономерностей.
Первая закономерность отражает взаимообусловленность процессов обучения и воспитания и сохранения здоровья. Эффективность процесса обучения и воспитания зависит от уровня здоровья учащихся, однако есть и обратная зависимость. Всегда легче организовать здоровьесберегающий процесс, чем затем учить и воспитывать больных детей. Эта закономерность позволяет учитывать соответствие объема информации и нагрузки, а также методов обучения и воспитания цели сохранить здоровье детей и подростков.
Вторая закономерность: имеется существенная зависимость между наличием в содержании программы здоровьесберегающего компонента и состоянием здоровья детей. Чем в большей степени представлен здоровьесберегающий компонент в программе или технологии, тем выше уровень здоровья детей, ниже их заболеваемость.
Третья закономерность: есть зависимость эффективности процесса сохранения здоровья учащихся от участия в нем различных социальных институтов и различных специалистов. Разработка механизмов взаимодействия и содержания деятельности специалистов способствует повышению эффективности реализации образовательными учреждениями функции сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Четвертая закономерность: данные, полученные в результате анализа урока, степень здоровьесберегающей направленности урока, являются показателем медико-психологической компетентности педагога, корректором педагогических действий, корректором управленческих решений в организации здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения и реализации им здоровьесберегающей функции.
Реализация функции сохранения и укрепления здоровья образовательными учреждениями будет успешной, если будет выполнен комплекс требований, отраженных в принципах здоровьесберегающей педагогики.