Диккенс.
Раннее творчество Ф.М. Достоевского
Диккенс был вторым важнейшим ориентиром для раннего Достоевского. Диккенс и Бальзак были двумя виднейшими представителями социального романа в начале XIX века в Европе, и Достоевскому, начинавшему работать в социальной тематике, оставалось только брать Диккенса за образец. Бросается в глаза разительное сходство тем и мотивов, относительно которого не всегда можно с достаточной уверенностью… Читать ещё >
Диккенс. Раннее творчество Ф.М. Достоевского (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Диккенс был вторым важнейшим ориентиром для раннего Достоевского. Диккенс и Бальзак были двумя виднейшими представителями социального романа в начале XIX века в Европе, и Достоевскому, начинавшему работать в социальной тематике, оставалось только брать Диккенса за образец. Бросается в глаза разительное сходство тем и мотивов, относительно которого не всегда можно с достаточной уверенностью сказать, является ли оно результатом совпадения творческих поисков двух писателей или прямым отзвуком впечатлений увлеченного читателя и почитателя произведений Диккенса. Объединяла двух авторов прежде всего тема «бедных людей» — жертв огромного города, затерявшихся в нем и страдающих от бедности, беспомощности и всеобщего равнодушия. Эта тема была одной из ведущих у Диккенса и чуть ли не главной у молодого Достоевского. Характерное для Достоевского было стремление сочетать глубоко трагическое в повседневной жизни, незаурядного человека с неподдельным лиризмом. Его глубокая заинтересованность в судьбах своих маленьких героев окажется причиной того, что Диккенс и далее не останется для него «нейтральной» фигурой. Достоевский будет не только восхищаться Диккенсом как художником-гуманистом, не только в чем-то использовать его опыт, но по мере все более глубокого проникновения в суровые законы жизни спорить с ним. К примеру, Достоевский сразу отметает обязательные для Диккенса благополучные концовки, так что его ранние вещи оставляют после себя впечатление безысходности. Для Диккенса также очень характерны создаваемые им картины семейного тепла, уюта и покоя, к которым он ведет как к идеалу своих любимых. Им противопоставлен холод и дискомфорт, порождаемый очерствевшими, холодными душами богачей и чиновников, равнодушных и жестоких к «бедным людям» (на данном противопоставлении строятся, к примеру, такие произведения, как «Рождественская песнь в прозе», «Холодный дом» или «Давид Копперфильд»). Для Достоевского типичны изображения именно второй, отрицательной стороны диккенсовского мира: бесприютности, дискомфорта, одиночества. Типично диккенсовскую атмосферу доброты и патриархальности мы найдем только как явное заимствование из Диккенса: это финальные сцены «Униженных и оскорбленных» и описание усадьбы Ростанева в «Селе Степанчикове». Уже первое произведение Достоевского «Бедные люди» чисто по-диккенсовски трактует гоголевскую тему «маленького человека». Образ Макара Девушкина поэтизируется и описывается в сентиментальном, гуманистическом пафосе.
Итак, Диккенс становится символом самых святых детских воспоминаний и лучшего в европейской христианской культуре. Тут нет уже на нем никакого налета сентиментальности, а есть одна бесконечная грусть. Достоевский наполняет диккенсовскую сцену своим содержанием, углубляя и придавая ей картинность и символическую законченность.