Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Понятие социокультурного пространства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во второй трактовке социальное пространство — это пространство позиций. Как писал П. Бурдье, социальное пространство — это «ансамбль невидимых связей, тех самых, что формируют пространство позиций, внешних по отношению друг к другу, определенных одни через другие, по их близости, соседству или по дистанции между ними, а также по относительной позиции: сверху, снизу или между, посредине» (Бурдье… Читать ещё >

Понятие социокультурного пространства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Потребление разворачивается во внешней социокультурной среде, которую можно анализировать с помощью разных категорий, в том числе и понятия «пространство».

Есть два подхода к определению пространства: субстанциалистский и структуралистский (или структуралистскоконструктивистский, по определению П. Бурдье). В первой трактовке пространство состоит из субстанций, т. е. взаимодействующих индивидов. П. Сорокин писал: «Социальное пространство есть некая вселенная, состоящая из народонаселения Земли. Определить положение человека или какого-либо социального явления в социальном пространстве означает определить его (их) отношение к другим людям и другим социальным явлениям, взятым за такие «точки отсчета» (Сорокин 1992: 298).

Но человек многомерен и включен в разные типы социальных отношений, каждый из которых обладает своей особой логикой. Их смешение может существенно затруднить исследование. Особенно заметна эта издержка в современных обществах, где люди сочетают многочисленные идентичности, скользят от одной к другой, играют ими.

Во второй трактовке социальное пространство — это пространство позиций. Как писал П. Бурдье, социальное пространство — это «ансамбль невидимых связей, тех самых, что формируют пространство позиций, внешних по отношению друг к другу, определенных одни через другие, по их близости, соседству или по дистанции между ними, а также по относительной позиции: сверху, снизу или между, посредине» (Бурдье 1994: 185). По словам Бурдье, существует «пространство отношений, которое столь же реально, как географическое пространство».

При этом подходе исследователь акцентирует внимание не на индивиде, имеющем более или менее неповторимый характер, а на занимаемых им «креслах», которые регулярно меняются в масштабах не только жизни, но и недели, и даже отдельного дня. В результате на вопрос «Кто ты такой?» даются разные ответы. Все зависит от того, в каком контексте задается вопрос, в логику каких отношений вплетен индивид.

На основе разных типов социальных отношений выстраиваются и разные типы социокультурного пространства. В каждом из них свои принципы, механизмы формирования отношений. Социокультурное пространство многомерно. Для его описания можно использовать метафору шара, рассекаемого различными плоскостями. Есть гендерное, социально-возрастное, этническое, расовое, классовое, региональное, административное, политическое и т. п. пространства.

Единицей социокультурного пространства является статусная позиция. Она может быть индивидуальной и групповой. В этом понятии две составляющих. Во-первых, позиция — определенное место в социальном пространстве. Во-вторых, это статус — совокупность прав, обязанностей и социальных ожиданий, приписанных к этой позиции.

В пространстве потребления статусная позиция играет ключевую роль, определяя границы возможного и необходимого. Статусные права, важные в этом контексте, — это, прежде всего уровень дохода, вытекающий из исполняемых функций. Но дело не сводится к деньгам. Статус включает культурные границы допустимого потребления: что позволено взрослому, не дозволено ребенку. Потребление регулируется и не только правами, но и обязанностями. Как известно, «статус обязывает». Он предписывает определенные формы и масштабы потребления. Например, менеджерская позиция во многих организациях предполагает ношение делового костюма, статус родителя требует совершения покупок для детей и т. д. Кроме того, статус включает и социальные ожидания, обладающие немалой принудительной силой. Так, во многих организациях все ждут, что именинник будет отмечать свой день рождения, организовав небольшое угощение. Нарушение социальных ожиданий подрывает традицию, вызывая диссонанс в отношениях.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой