Специфические речевые жанры
В речи родителей встречается также весьма своеобразный приём усиления своих доводов: пытаясь убедить в чём-то подросшего ребёнка, они обращаются к совсем маленькому ребёнку, смещая фокус внимания реального адресата и заручаясь гарантированной поддержкой младшего сына. Учитывая, что тот, к кому они обращаются за поддержкой, не вполне осознаёт происходящее, приём этот нельзя назвать честным. Ранее… Читать ещё >
Специфические речевые жанры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В предыдущей главе нами уже были перечислены характерные для семейного общения речевые жанры. Имитируя семейные диалоги, авторы рекламы не могли обойти невероятно разнообразные родительские жанры. Собственно одна из ключевых фраз всей рекламной кампании — «Ты же лопнешь, деточка» — является вариацией такого родительского жанра, как замечание. Выражая недовольство, родители прибегают к самым разным приёмам, и гипербола с иронией из примера выше в их числе. В ролике № 31, желая пристыдить дочь, отец говорит о себе в третьем лице и прошедшем времени (Вот и поел отец окрошечки с квасом), акцентируя тем самым тот факт, что по вине дочери кваса ему не досталось. Подобная конструкция для разговорной речи весьма характерна. Впрочем, та же интенция может быть выражена и напрямую, как в ролике № 43, посредством прямого вопроса «А не стыдно?».
Отказ выполнить просьбу ребёнка также может быть выражен по-разному: напрямую (Нет, сначала съешь суп!) и косвенно, через приведение доводов (Дианочка, ну ты же уже большая!; Он же для малышей, солнышко! А ты у нас ребёнок со стажем!).
В речи родителей встречается также весьма своеобразный приём усиления своих доводов: пытаясь убедить в чём-то подросшего ребёнка, они обращаются к совсем маленькому ребёнку, смещая фокус внимания реального адресата и заручаясь гарантированной поддержкой младшего сына. Учитывая, что тот, к кому они обращаются за поддержкой, не вполне осознаёт происходящее, приём этот нельзя назвать честным.
Дочка (вздыхает): Пап, а можно мне Петин сооок?
Папа: Он же для малышей, солнышко! А ты у нас ребёнок со стажем! Правда, Петя? Да?
Маленький сын: Дя-дя!
В ролике № 20 наблюдается схожая ситуация: когда старшая дочь собирает вещи и хочет уйти к бабушке (Тут детей и без меня полно…), родители делают вид, что принимают её решение. Формально отец обращается с вопросом к жене и младшему сыну с вопросом «Значит Дианкин сок можно выпить, да?», и те незамедлительно соглашаются. Разумеется, данный вопрос не был реальным запросом на информацию, это была провокация, которая возымела желаемый эффект — дочка осталась дома. Таким образом, в данном случае мы наблюдаем общение с воздействием на двойного адресата.
Помимо выражения недовольства и упрёка, в рекламе представлены и типичные способы выражения похвалы и одобрения. Часть из них достаточно универсальна и нейтральна (Какая красота!), а часть маркирована и характерна именно для похвалы младших членов семьи родителями: Какой Петенька большой стал!, Помощница растёт. В ролике № 26 представлен типичный для разговорной речи оборот «Вот это я понимаю…» для выражения одобрения (Вот это я понимаю — забота!).
Ранее мы уже упоминали крайне экспрессивную похвалу отца в адрес младшего сына, выпившего маленькую пачку сока: «Как попил? Уже?! Ох, сынулик, молодец! 200 грамм одним махом, а?». Тем контрастнее на этом фоне смотрится саркастическое замечание дочери, по форме также являющееся похвалой: «Ага, весь в отца».
Это не единственный случай, когда одобрительные реплики персонажи говорят с сарказмом (это понятно из ситуации и по интонации). Так, когда отец роняет новогоднюю ёлку, супруга говорит ему: «Молодец…».