Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Риски и страхи в системе мотивации труда

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Э. Ф. Зеер и Э. Э. Сыманюк пишут о «психологических барьерах» в профессиональной деятельности, понимая под ними все, что мешает полнеценной самореализации в труде и часто плохо осознается работником. К ним могут быть также отнесены и разновидности профессиональных деструкций, такие как «выученная беспомощность», когда специалист становится безынициативным и безответственным, «профессиональное… Читать ещё >

Риски и страхи в системе мотивации труда (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Б. А. Райзберг выделяет следующие виды риска, связанные с экономической деятельностью: 1) неизбежный риск (с которым часто приходится смириться, так как он во многом определяется объективной природной, исторической, производственно-технологической ситуацией); 2) обусловленный риск (это уже управляемый риск и во многом зависит от принимаемых человеком решений); 3) риск неведения (в условиях неопределенности, нестабильности, в отличие от неизбежного риска, человек может попытаться понять ситуацию и начать управлять ею); 4) творческий риск (связан с трудной предсказуемостью результатов в деятельности, направленной на производство новизны). Особую угрозу представляет «глобальный риск», связанный с безответственной деятельностью, провоцирующей мировые войны, социальные катаклизмы и экологические катастрофы[1].

С одной стороны, риски и страхи могут парализовать личность. Но с другой — риски образуют и определенную интригу в деятельности, так как предполагают и высокие результаты.

Э. Ф. Зеер и Э. Э. Сыманюк пишут о «психологических барьерах» в профессиональной деятельности, понимая под ними все, что мешает полнеценной самореализации в труде и часто плохо осознается работником. К ним могут быть также отнесены и разновидности профессиональных деструкций, такие как «выученная беспомощность», когда специалист становится безынициативным и безответственным, «профессиональное отчуждение» и «утрата профессиональной идентичности», когда специалист утрачивает личностные смыслы в своем труде[2], и др.

Нередко в основе разнообразных «психологических барьеров» лежат страхи, чувство осторожности и ответственности перед возможными рисками в своем профессиональном труде. Эти близкие понятия все же различаются: 1) по уровню осознания (осознанный — слабо осознанный) и 2) уровню эгоистичности (эгоистичный — альтруистичный). В итоге мы получаем: страх — плохо осознаваемый и эгоистичный (неосознанная боязнь за себя), осторожность — хорошо осознаваемая и эгоистичная (осторожность для себя) и ответственность — хорошо осознаваемые последствия при высокой альтруистичности (ответственность за других или перед своей совестью). Важно различать эти состояния и помнить, что иногда даже страх (неосознанный и эгоистичный) уберегает специалиста от необоснованных рисков, но иногда сильно мешает полноценной самореализации в труде[3]. Необходимо выделить типичные страхи применительно к конкретным видам труда и особенностям работы в конкретных организациях и коллективах. Это важно, чтобы не делать поспешных оценок и не обвинять работников тогда, когда оправданным бывает даже страх, и наоборот, побуждать сотрудников преодолевать свои страхи, когда этого требуют интересы дела.

  • [1] См.: Райзберг Б. А. Психологическая экономика. С. 412—414.
  • [2] См.: Зеер Э. ФСыманюк Э. Э. Психология профессиональных деструкций. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. С. 116—132.
  • [3] См.: Пряжпиков Н. С. Нрофориентология. С. 219—220.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой