Обработка результатов исследования и выводы
У студентов выражена мотивация к достижению успеха, а так как основным видом деятельности для них является учебная деятельность, то этот факт можно интерпретировать как стремление большинства студентов к решению учебных задач и, следовательно, получению высоких оценок. Общий итоговый показатель «мотивации одобрения» указывает на готовность большинства респондентов представлять себя перед другими… Читать ещё >
Обработка результатов исследования и выводы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Результаты исследования по всем методикам были сведены в общую таблицу (см. Приложение 5).
Для обобщения и систематизации полученных результатов, они были обработаны методами первичной математической статистики (таблица 3).
Для наглядности представления данных были построены графики (гистограммы) по шкалам, имеющим наибольшее значение для исследования: ориентация на процесс (см. Приложение 6), результат (см. Приложение 7), труд (см. Приложение 8) и деньги (см. Приложение 9).
В целях исследования были рассмотрены статистические характеристики по каждому курсу в отдельности (таблица 4).
Для более глубокого анализа данных исследования, изучения взаимосвязей рассматриваемых элементов мотивационной сферы студентов, были выявлены коэффициенты корреляций между всеми шкалами используемых методик (таблица 5).
По результам исследования были сделаны следующие выводы:
У студентов выражена мотивация к достижению успеха, а так как основным видом деятельности для них является учебная деятельность, то этот факт можно интерпретировать как стремление большинства студентов к решению учебных задач и, следовательно, получению высоких оценок.
Общий итоговый показатель «мотивации одобрения» указывает на готовность большинства респондентов представлять себя перед другими как полностью соответствующих социальным нормам, что очень важно для группового взаимодействия в процессе обучения.
Полученные данные по шкалам «альтруизм-эгоизм» и «свобода-власть» выявили ориентацию студентов на альтруистические ценности и свободу.
Подавляющее количество студентов имеют установку на процесс. Эти данные можно интерпретировать двояко: или студенты ориентированы на саму учебную деятельность, как процесс получения знаний, умений и навыков; или же их привлекает процесс межличностного общения в группе, опосредованный этой учебной деятельностью. Эти предположения могут стать основой для последующих исследований.
В то же время можно отметить достаточно низкую ориентацию студентов на деньги. Очевидно, что студентов 1−3 курсов мало волнуют материальные вопросы, главное для них — учеба.
Но ситуация несколько меняется при рассмотрении данных по каждому курсу отдельно. Здесь выявлены следующие тенденции:
1. От 1-го к 3-му курсу установка на учебную деятельность снижается.
Личность студента очень адаптивна в учебной среде, и с течением времени, он понимает, что «от сессии до сессии живут студенты весело». Влияют на студенческую жизнь и преподавательские стереотипы («вот этот студент очень умный, а этот совсем не хочет учиться»), и оценки в зачетной книжке;
2. К 3-му курсу повышается ориентация на деньги и трудовую деятельность.
Чем взрослее мы становимся, тем больше потребностей у нас возникает, тем большие средства нужны для их удовлетворения. К 3-му курсу студенты достаточно хорошо осваиваются в институтской жизни, и у них появляется больше свободного времени, которое большинство из них предпочитает тратить на заработки;
3. Установка на результат наиболее выражена у студентов 1-го курса, когда значимость оценок (на семинарских и практических занятиях) очень высока. Старшие курсы смотрят на эти результаты лишь как на средство допуска к зачетам /экзаменам.
Вывод по исследованию: на 1−2-ом курсах студенты ориентированы на учебную деятельность и ее результат (оценки), действуют механизмы самомотивации; на 3-ем курсе эти установки также играют преобладающую роль в мотивационной сфере студентов, но повышается интерес к трудовой деятельности и возможности получения денег. Можно предположить, что эти тенденции сохраняться до 5 курса, и значимость трудовой деятельности станет выше учебной.
Рекомендации психолога: для поддержания учебной мотивации на высоком уровне, преподавателям необходимо постоянно и систематично информировать студентов о значимости и важности приобретаемых в институте знаний, умений и навыков для будущей профессиональной деятельности, о том что уровень и качество этих знаний станут неким индексом их будущих заработков.