Государственное регулирование заработной платы
В соответствии с трудовым кодексом Российской Федерации (ТК РФ) по статье 133 минимальный размер оплаты груда устанавливается на всей территории Российской Федерации законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 07.06.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 18.06.2013)В качестве… Читать ещё >
Государственное регулирование заработной платы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Государственное регулирование заработной платы — это комплекс мер и действий, применяемых государством для коррекции и установления стабильного уровня цен и справедливого распределения доходов. Регулируя заработную плату, государство изменяет доходы населения, а значит и уровень жизни населения, что в свою очередь приводит к увеличению или уменьшению общих расходов потребителей, изменению товаров и услуг.
В связи с этим необходимо рассмотреть методы государственного регулирования заработной платы и потребления населения. Отношения заработной платы регулируются Трудовым кодексом РФ и другими нормативными актами. Трудовые отношения могут также регулироваться федеральными законами и законодательством субъектов Российской Федерации. Статья о государственном регулировании заработной платы. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http://bbcont.ru/business/gosudarstvennoe-regulirovanie-zarabotnoi-platy.html.
Трудовой кодекс решает следующие вопросы:
- 1) дает определение факторов, от которых зависит оплата труда;
- 2) определяет минимальный размер оплаты труда;
- 3) устанавливает порядок оплаты труда рабочих, руководителей, специалистов;
- 4) определяет порядок индексации оплаты труда;
- 5) регламентирует оплату труда, применяемую в особых условиях;
- 6) перечисляет системы оплаты труда;
- 7) предусматривает возможность установления вознаграждения по итогам работы;
- 8) регулирует оплату труда при отклонении от нормальных условий труда;
- 9) регламентирует установление оплаты труда при выполнении работ различной квалификации;
- 10) определяет порядок оплаты труда в праздничные дни; в ночное время, при невыполнении норм выработки, при браке продукции, при простоях, имевших место не по вине работника, при невыполнении норм выработки, при изготовлении продукции, оказавшейся браком, при простое и освоении новых производств, при переводах на другую постоянную нижеоплачиваемую работу и перемещении;
- 11) устанавливает сроки выплаты заработной платы, место выплаты заработной платы, сроки расчетов при увольнении;
Важным, а главное, действенным методом государственного регулирования заработной платы является законодательное установление минимального размера заработной платы, которая обеспечивает минимальную, но достаточную, величину потребления товаров и услуг и служит базой установления оплаты труда наименее квалифицированного работника. Размер минимальной заработной платы зависит от уровня благосостояния общества и проводимой социальной политики. Статья о государственном регулировании заработной платы. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http://bbcont.ru/business/gosudarstvennoe-regulirovanie-zarabotnoi-platy.html.
Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) — устанавливаемый федеральным законом (ФЗ) размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях.
В соответствии с трудовым кодексом Российской Федерации (ТК РФ) по статье 133 минимальный размер оплаты груда устанавливается на всей территории Российской Федерации законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 07.06.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 18.06.2013)В качестве прожиточного минимума принимается стоимость минимально необходимого набора продуктов питания, товаров и услуг, характеризующих нижнюю границу уровня жизни и обеспечивающих условия поддержания активного физического состояния в кризисные моменты экономики. Порядок и сроки изменения минимальной заработной платы до размера прожиточного минимума, а также механизм изменения, гарантирующий выплату минимальной заработной платы в определенном размере, устанавливаются федеральным законом.
В настоящее время минимально допустимые объем и структура потребления важнейших благ и услуг определяют с помощью прожиточного минимума (ПМ). Следовательно, доходы меньше прожиточного минимума определяют уровень бедности в стране. В таблице 2.1.1 представлена динамика минимальной заработной платы и прожиточного минимума в РФ.
Таблица 2.1.1 Динамика минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума в РФ.
Годы. | МРОТ, руб. | ПМ, в среднем на душу населения. | Соотношение МРОТ и ПМ,%. |
24,48. | |||
23,53. | |||
32,00. | |||
57,43. | |||
49,01. | |||
4 330. | 84,18. | ||
4 330. | 73,36. | ||
4 611. | 74,26. | ||
4 611. | 68,77. |
Если в 2003 году минимальный размер оплаты труда был установлен уровне 28% по отношению к прожиточному минимуму, то в 2005, он снизился и составил 23,5%. Начиная с 2006 и по 2009 соотношение МРОТ и прожиточного минимума увеличилось с 32% и до 84%. За период с 2010 и по 2012 год соотношение МРОТ и прожиточного минимума колеблется от 73% до 68%.
Для большей наглядности представим изменение соотношения МРОТ и прожиточного минимума на рис. 2.1.1.
Рис 2.1.1 Соотношение МРОТ и прожиточного минимума в РФ за 2003;2012 гг
В различных субъектах РФ есть ещё и региональный МРОТ. Законодатели субъекта Российский Федерации вправе установить свой размер минимальный заработной платы. Согласно части 3 статьи 133.1 ТК размер минимальной заработной платы для конкретного субъекта определяется с учетом социально-экономических условий и величина прожиточного минимума трудоспособного населения на его территории. (Приложение 2).
Рассмотрим в таблице 2.1.2 динамику минимальной заработной платы и прожиточного минимума в Тюменской области за 5 лет.
Начиная с 2008 и по 2010 соотношение МРОТ и прожиточного минимума сначала увеличилось с 75% до 83%, потом уменьшилось до 78%. За период с 2010 и по 2012 год соотношение МРОТ и прожиточного минимума колеблется от 77% до 79%.
Таблица 2.1.2 Динамика минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума в Тюменской области.
Год. | МРОТ, руб. | Прожиточный минимум, руб. | Соотношение МРОТ и ПМ,%. |
75%. | |||
83%. | |||
78%. | |||
77%. | |||
79%. |
Более наглядно динамика МРОТ и ПМ в Тюменской области представлена на рис 2.1.2.
Рис 2.1.2 Соотношение МРОТ и прожиточного минимума в Тюменской области за 2008;2012 гг
Стоит отметить, что соотношение МРОТ и прожиточного минимума выше в Тюменской области, по сравнению с РФ в целом. В Тюменской области в 2012 году соотношение составляет 79%, а в России 69%.
По существу, МРОТ перестал быть мерой оплатой труда устанавливается произвольно, в зависимости от средств бюджета, отпускаемых на социальные программы. Кроме того, минимальный размер оплаты труда объективно стал выполнять несвойственную ему роль технического норматива при определении размеров стипендий, социальных пособий, применении налогов, штрафов и т. д., а свой истинное назначение, как показатель минимально допустимого уровня жизни для трудоспособного населения, утратил и перестал выполнять воспроизводственную и стимулирующую функцию. Одной из основных причин является низкий уровень гарантий, связанных с заработной платой.
Индексация заработной платы — это повышение номинальной заработной платы (оклады, ставки) по мере инфляционного роста цен на потребительские товары и услуги в течение определенного периода времени, направленное на поддержание и восстановление покупательной способности занятого населения.
Существует два типа индексации: ретроспективная и упреждающая индексация.
Ретроспективная индексация осуществляется в соответствии со сложившимся ростом цен, предшествующим индексируемому периоду, упреждающая (ожидаемая) — ориентирована на ожидаемый рост цен.
Необходимо отметить, что при увеличении заработной платы происходит увеличение инфляционного роста цен, возрастают производственные издержки, которые оказывают прямое влияние на производимый товар, и как следствие увеличение его стоимости. А значит, потребуется очередное увеличение заработной платы. Имеем цикл — «заработная плата — цена потребительской корзины», для уменьшения скорости развития которого, необходимо соблюдать ряд требований:
- 1. Индексация компенсирует не весь рост цен, а только инфляционный рост. В большинстве случаев устанавливается «порог индексации», с которого начинается индексация;
- 2. Индексации подлежат не все доходы населения, а преимущественно заработная плата и социальные трансферты (пособия, пенсии, стипендии);
- 3. Индексации не подлежат доходы от собственности населения, а именно, от продажи и сдачи в аренду имущества, акции и другие, потому что они не нуждаются в защите, т.к. цена на них устанавливается рынком.
Официальные источники индексации доходов в России:
- * для бюджетной сферы занятости — бюджеты всех уровней;
- * для пенсионеров — Пенсионный фонд РФ;
- * для пособий — Фонд социального страхования РФ, федеральный бюджет;
- * для малообеспеченных категорий населения — средства на компенсации и льготы из муниципальных бюджетов, а также фондов социальной защиты населения;
- * для занятых в частном секторе экономики — финансовые средства самих организаций.
Главный механизм индексации заработной платы в бюджетной сфере является изменение минимальных тарифных ставок. Для частных предприятий и организаций индексация заработной платы означает установление нового, как правило, более высокого минимального размера оплаты труда. Государство не может заставить повысить ставки и оклады на предприятии.
Варианты индексации заработной платы следующие:
- * пропорциональная;
- * долевая;
- * пропорционально-долевая.
При пропорциональной индексации все ставки и оклады возрастают в одной пропорции, при долевой — на одинаковую сумму, при пропорционально-долевой — часть средств идет на индексацию, а именно, на увеличение ставок и окладов в одной пропорции, а часть их на увеличение их на одинаковую сумму.
Очевидно, что при пропорциональной индексации невозможно утверждать, что рост стоимости жизни и сокращение текущего потребления в большей мере компенсированы работнику с низкими доходами. Долевая индексация чрезмерно резко снижает диапазон (относительные различия) окладов работников высшей и низшей квалификации. Вариант пропорционально-долевой индексации смягчает негативные черты первых двух. Естественно, что пропорционально-долевая индексация также постепенно снижает диапазон тарифных ставок и окладов. Применяя данный вариант, целесообразно время от времени корректировать используемые тарифные сетки и схемы должностных окладов, с целью обеспечения обоснованного уровня, дифференциации оплаты труда.
Еще один основной элемент государственного регулирования заработной платы является налог на доходы физических лиц (НДФЛ), который взимается со всех физических лиц, имеющих доход.
Основная часть НДФЛ (преимущественно заработная плата) рассчитывается, удерживается и перечисляется в бюджет работодателем. Доходы от продажи имущества декларируются физическим лицом самостоятельно.
В России с 2001 г. действует пропорциональная система налогообложения доходов населения с использованием ставки равной 13% от доходов, полученных работником. Размер дохода не влияет на ставку. Порядок исчисления НДФЛ регулируется главой 23 НК РФ. При расчете налога применяются стандартные налоговые вычеты (возврат денежных средств работнику).
Единый социальный налог и взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний относятся к начислениям на заработную плату. Данный налог начисляется по регрессивной ставке: чем выше сумма облагаемого дохода, приходящаяся на 1 работника, тем меньше ставка налога.
С 1 января 2010 года единый социальный налог был отменён. Вместо него налогоплательщики уплачивают страховые взносы в ПФР, ФСС, федеральный и территориальные ФОМСы.
Если в течение календарного года сумма дохода того или иного работника превысит 512 000 руб., налогоплательщик имеет право уплачивать налог в ПФР с его доходов по пониженной (регрессивной) ставке равной 10% вместо 22%. Пониженная ставка применяется с того месяца, в котором доход работника превысил эту сумму. Взносы на обязательное пенсионное страхование начисляются по двум возрастным категориям с 1966 г. рождения и старше лица 1967 г. рождения и моложе.
Страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний производится отчислением в фонд социального страхования РФ. Страховые тарифы дифференцируются по видам экономической деятельности в зависимости от профессионального риска, который устанавливается федеральным законом ежегодно.
Снизив обложение налогами фонда оплаты труда, предприниматели перестанут платить «черную» заработную плату в конвертах, а государство, в свою очередь, будет получать больший доход с доходов физических лиц, тем самым увеличивая поступление денежных средств, в виде налогов, в бюджет страны. Статья о государственном регулировании заработной платы. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http://bbcont.ru/business/gosudarstvennoe-regulirovanie-zarabotnoi-platy.html.
Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что государственное регулирование заработной платы это необходимая процедура, которая помогает избежать многих проблем в обществе и повысить уровень жизни страны в целом, а не отдельных граждан. Государственное регулирование в России должно быть направлено на преодоление дифференциации доходов различных слоев общества. Данную проблему можно решить путем ввода прогрессивного налогообложения.
Государство осуществляет регулирование национального рынка посредством установления цен, предоставления льгот, субсидий, компенсаций. Это позволяет достичь определённого равновесия как на макро, так и на микроуровне. Через систему налогообложения, дотаций и пошлин государство воздействует на процесс рыночного ценообразования и значение равновесной цены.
Регулируя минимальный размер оплаты труда, государство влияет на предпринимателей, последние в свою очередь начинают платить «белую» заработную плату своим сотрудникам. Это влечет за собой увеличение бюджета страны.
Рассмотренные методы государственного регулирования позволяют государству оказывать существенное влияние на не только на работодателей, но и на покупателей.
Политика государства, прежде всего, должна быть направлена на повышение покупательной способности населения и обеспечение своевременной выплаты заработной платы работникам. Осуществляя регулирование, государство должно учитывать интересы всех слоев населения.