Психологические основы художественного воспитания
Художественное воспитание является неотъемлемой частью эстетического воспитания личности. Цель художественного воспитания — воспитание и развитие художественной культуры личности. Художественная культура рассмотривается как часть общей эстетической культуры личности. Основные задачи художественного воспитания могут быть выражены следующим списком: Художественные образы, или субъективные копии… Читать ещё >
Психологические основы художественного воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Художественное воспитание является неотъемлемой частью эстетического воспитания личности. Цель художественного воспитания — воспитание и развитие художественной культуры личности. Художественная культура рассмотривается как часть общей эстетической культуры личности. Основные задачи художественного воспитания могут быть выражены следующим списком:
- — воспитание художественных интересов и потребностей;
- — воспитание художественных вкусов и идеалов;
- — формирование художественного опыта личности (создание и восприятие произведений искусства);
- — воспитание и развитие художественных способностей.
Мимесис и художественный вымысел
Слово «мимесис» в переводе с древнегреческого — подражание, воспроизведение, а также его можно перевести как изображение, отображение, отражение, копирование, обозначение. Так называли в Древней Греции творческий принцип, лежащий в основе всех искусств. По мнению Демокрита, искусство произошло от подражания человека природе: ткачество — от подражания пауку; строительство — от подражания строящей гнездо ласточке; пение родилось от стремления человека подражать птицам и т. п. Согласно учениям Платона и Аристотеля, подражание — основа любого художественного творчества. Поэтому и искусства обычно подражают предметам и явлениям материального мира. Этим, по мнению Платона, и объясняется его несовершенство, поскольку сами предметы видимого мира лишь слабые тени мира идей.
В дальнейшем в эстетике и искусствоведении принцип мимесиса трактовали по-разному: как иллюзорно-фотографическое подражание видимым формам материальных предметов и жизненных ситуаций (натурализм, гиперреализм, фотореализм и т. п.); как условно обобщенное выражение типических образов, характеров, действий, обыденной жизни (реализм); как подражание неким изначально идеальным принципам, идеям, архетипам (романтизм, символизм и др.).
Определенным противоречием стремлению художников к подражанию является не менее ярко проявляющаяся в искусстве всех эпох тяга к художественному вымыслу. Неотъемлемой частью любого истинного произведения искусства является художественный вымысел. Под художественным вымыслом понимается творческое конструирование, моделирование, продуцирование мыслимых, представляемых образов, явлений, событий жизни в художественно убедительных формах. Ценность настоящего искусства в том, что зритель оказывается практически неспособным заметить факт вымысла. Факты впечатления, образы внешнего мира важны для художника не сами по себе, в их объективной данности, они являются лишь средством и возможностью выразить определенную совокупность идей, переживаний, ценностных отношений к жизни, которая побуждает его работать над произведением. Фабула, сюжет, тема, композиция, персонажи произведения обычно плод художественного вымысла, авторских фантазий. Парадоксально, но часто именно благодаря вымыслу достигается эффект подлинности художественных образов. С его помощью искусство оказывается способным расширить горизонты обыденной жизни человека, открыть те ее грани, на которых обычно не останавливается внимание.
Художественный образ
Художественные образы, или субъективные копии объективной реальности, создаются благодаря действию двух фундаментальных принципов: мимесиса и художественного вымысла. Художественный образ — основа, цель, сущностное ядро, способ бытия произведения искусства.
Если абстрактное вербально-аналитическое обозначение предмета обращено к рассудку, то художественный образ обращен к душе. Он представляет внутреннему взору человека предмет во всей его многозначной смысловой сущности, во всей полноте его реальных связей с действительностью. Художественный образ создается с помощью красок, форм, звуков, слов, но по природе своей он идеален и живет в пространстве «произведение искусства — психика субъекта восприятия» .
Через художественный образ происходит познание мира средствами искусства. Таким путем человек способен открывать истины, которые нельзя постичь иным образом.