Экономическая эффективность и теории общественного благосостояния
Вслед за Джевонсом Парето считал, что оптимальные условия обмена зависят только от сравнений полезности в сознании каждого человека, а не между людьми. При этом измерять полезности в каких-то искусственных единицах не требуется. Достаточно ранжировать комбинации благосостояния отдельных людей по предпочтительности (так называемый ординалистский подход, см. т. 1, гл. 2). Благосостояния отдельных… Читать ещё >
Экономическая эффективность и теории общественного благосостояния (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Экономика благосостояния — раздел теории, изучающий методы такой организации хозяйственной деятельности, которая обеспечивает максимизацию общественного благосостояния. Теория благосостояния более, чем какой-либо другой раздел экономической теории, связана с этическими оценками. Нормативный подход («как должно быть») играет в этой теме не меньшую роль, чем позитивный подход («как есть на самом деле»).
По мнению известного знатока истории развития экономической мысли М. Блау га, исследования Парето «представляют собой водораздел в истории субъективной теории благосостояния»[1]. Предшественники Парето (начиная с И. Бентама) традиционно рассматривали благосостояние как сумму поддающихся количественному измерению полезностей, извлекаемых всеми членами общества из своих доходов (так называемый кардиналистский подход, см. т. 1, гл. 1).
Поскольку при этом считалось, что все люди имеют одинаковые функции полезности дохода, проблема суммирования «счастья» и межличностного сравнения полезностей не представлялась сложной. По существу, все исследователи проблемы благосостояния до Парето обходили проблему сравнения полезности дохода для разных людей (за исключением Викселля).
В действительности же каждый человек имеет свою систему субъективных оценочных суждений, которые зависят от его экономического и социального положения в обществе, личных предпочтений, пристрастий, менталитета, традиций, идеологии и т.и. Исходя из этого суждения, большинство экономистов, начиная с Парето, отказались от идеи измеримости полезности и, как следствие, от измеримости экономического благосостояния.
Вслед за Джевонсом Парето считал, что оптимальные условия обмена зависят только от сравнений полезности в сознании каждого человека, а не между людьми. При этом измерять полезности в каких-то искусственных единицах не требуется. Достаточно ранжировать комбинации благосостояния отдельных людей по предпочтительности (так называемый ординалистский подход, см. т. 1, гл. 2). Благосостояния отдельных людей несопоставимы.
Ранее мы уже использовали понятие оптимальности по Парето. Вспомним: то или иное состояние считается оптимальным по Парето, если невозможно улучшить чье-либо благосостояние любым способом, не нанося при этом ущерба благосостоянию кого-либо другого. У Парето отсутствует понятие единственного общественного оптимума (в отличие от Вальраса). Наоборот, предполагается наличие неопределенно большого числа несопоставимых между собой оптимальных состояний.
- [1] Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. С. 540.