Причины формирования неправильной осанки
В дошкольные годы отрицательное влияние на осанку оказывает: увлечение малоподвижными играми, длительное пребывание в согнутом положении, пользование мебелью не по росту, сон в мягкой постели, на раскладушках, чрезмерная езда на самокате, велосипеде, прически, мешающие зрению, ношение неудобной обуви и одежды. Оценка состояния опорно-двигательного аппарата дается при углубленном врачебном… Читать ещё >
Причины формирования неправильной осанки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Неправильная осанка в детском возрасте формируется у детей, отстающих в физическом развитии, а также при сочетании некоторых неблагоприятных факторов: при неудовлетворительных условиях внешней среды, при недостаточном питании, несоблюдении правил гигиены, при хронических заболеваниях. Неправильная осанка чаще развивается у детей, не занимающихся систематически физической культурой и спортом, и при неравномерной нагрузке на мышечную систему, например: ношение портфеля в одной руке, привычка стоять с опорой на одну ногу и т. д. В раннем детском возрасте вредное влияние на формирование осанки оказывает сон на мягкой постели с высокой подушкой, ношение ребенка на одной руке, преждевременное вставание ребенка на ноги, неоправданно раннее использование различных детских приспособлений (ходунки, качели и т. д.) для увеличения подвижности детей и раннее обучение ходьбе.
В дошкольные годы отрицательное влияние на осанку оказывает: увлечение малоподвижными играми, длительное пребывание в согнутом положении, пользование мебелью не по росту, сон в мягкой постели, на раскладушках, чрезмерная езда на самокате, велосипеде, прически, мешающие зрению, ношение неудобной обуви и одежды.
Нарушение осанки чаще наблюдается в школьном возрасте. В этот период резко меняется двигательный режим ребенка. Ребенок меньше двигается, больше сидит, нагрузка на позвоночник увеличивается, а выносливость к статическим нагрузкам в этом возрасте еще недостаточна. В этот период различные неблагоприятные моменты в режиме ребенка в школе и дома могут отрицательно отразиться на его здоровье. Под влиянием возросшей статической нагрузки на позвоночник в первую очередь страдает осанка. Отрицательное влияние на осанку оказывает неправильное положение за партой (столом) во время занятий в школе и дома. Если ребенок длительное время сидит согнувшись, то мышцы разгибатели позвоночника растягиваются, ослабевают, и их функции — удерживать корпус прямым — постепенно снижается, ребенок начинает горбиться, это входит в привычку — «так легче». Иногда ребенок неправильно сидит из-за — недостаточной освещенности рабочего места, неудобной мебели (не по росту), прически, мешающей зрению, или плохого зрения, снижения слуха, заболевания носоглотки. Отрицательное влияние на осанку оказывает привычка читать лежа на боку, при которой имеет место длительное асимметричное состояние мышц туловища: мышцы одной половины туловища растягиваются, а другой половины укорачиваются. Патологическая поза за столом, партой, на диване становится привычной позой для занятий. Постепенно утрачивается мышечное чувство симметричной позы и неправильное положение становится привычным. Диспансерные обследования школьников показывают, что чаще неправильная осанка и плоскостопие формируются у детей, которые не делают утренней гигиенической гимнастики, закаливающих процедур, отдых проводят пассивно и не любят физического труда. У таких детей отмечается слабость опорно-двигательного аппарата.
Оценка состояния опорно-двигательного аппарата дается при углубленном врачебном осмотре, но заметить дефекты осанки, грудной клетки или наличие плоскостопия у ребенка может каждый учитель школы, воспитатель интерната и особенно учитель физической культуры.
На уроках, во время прогулок на переменах, при выполнении упражнений так называемых физкультминуток учитель может легко выявить первые признаки неправильной осанки и плоскостопия: неправильное положение головы, асимметрию надплечий, лопаток, контуров шеи, отклонение остистых отростков от средней линии, отклонение туловища вправо или влево. При осмотре сбоку яснее видны сведенные плечи, отстающие углы лопаток, измененная форма грудной клетки, выпяченный живот, выраженность физиологических изгибов. В таком положении заметнее асимметрия контуров спины справа и слева.
Учитель должен обращать внимание на то, как стоит ребенок, так как иногда дети привыкают стоять на одной полусогнутой ноге, излишне разводить носки стоп, опускать голову, сводить плечи, выпячивать живот. Главная задача учителя состоит в предупреждении и в своевременном исправлении выявленных дефектов. Для решения этих задач можно выделить целый ряд мероприятий, участие в выполнении которых учителя значительно повысит эффективность всего комплекса мероприятий.
- 1. Организация благоприятной внешней среды (правильный режим дня, адекватная психосоциальная среда, рациональное питание, одежда, мебель, гигиенические условия труда и отдыха).
- 2. Воспитание у ребенка правильного представления об осанке и способах ее формирования и поддержания.
- 3. Воспитание у родителей сознательного отношения к мероприятиям, направленным на коррекцию нарушений осанки или лечение.
- 4. Использование правильно подобранных в соответствии с дефектом осанки средств физической культуры для организации физкультминуток, физкультурных досугов и праздников (совместно с учителем физкультуры) улучшающих физическое развитие ребенка.