Художественная обработка кости
Ювелирные изделия в качестве самостоятельных украшений входили в комплект женской одежды, и, прежде всего, в свадебный наряд невесты. Среди них следует особо выделить украшение в виде шейного обруча, к которому с двух сторон крепятся ряды ажурных подвесок. Спускаясь по груди и спине, они заканчиваются на уровне пояса. Ширина их тоже значительна. Традиционным видом народного декоративного… Читать ещё >
Художественная обработка кости (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Традиционным видом народного декоративного искусства Якутии, хотя и относительно поздним, является резьба по кости. Этот материал твердый, пластичный, имеет однородную структуру, красивый, слегка желтоватый цвет, поверхность его хорошо поддается полировке. Специальный промысел по добыче мамонтовых бивней возник в Якутии в XVIII веке.
Серьезное влияние на формирование косторезного искусства в Якутии, на технику якутской резьбы по кости оказали работы северорусских мастеров, которые были уже широко известны в России XVIII века (20, с. 174).
И все же работы местных мастеров отличались самобытностью: резьба имела преимущественно геометрический характер, была более крупной, менее изящной, чем у холмогорских резчиков. Здесь сказывалась традиция обработки дерева, свойственная якутам.
Таким образом, заимствуя технику резьбы и формы изделий у северорусских мастеров, якутские косторезы уже в XVIII веке создали свой оригинальный стиль резьбы по мамонтовому бивню. Их вещи отличались строгостью, добротностью, что отвечало мировосприятию местных мастеров.
Художественная обработка металлов
Традиции художественного ремесла, связанного с обработкой металла, имеют у якутов глубокие исторические корни. Развитие этой отрасли материальной культуры опирается как на местные особенности быта, так и на опыт народов, с которыми якуты на протяжении веков имели торговые и культурные связи. Это находит свое отражение в наборе самих предметов, в эволюции их формы, в характере орнаментации.
Многие вещи, создаваемые из металла или с включением металлических деталей, определялись условиями быта якутов и их предков, кочевников и скотоводов. Поэтому и круг предметов, составлявших необходимый инвентарь якутов, не отличался от вещей, которыми пользовались кочевые народы Южной Сибири и Центральной Азии.
Из металлов якутским мастерам были известны железо, медь, бронза, серебро, олово, свинец, золото. Примерно в этой последовательности металлы и находили себе применение. Железо имело самое большое распространение в изготовлении нужных вещей. Поэтому оно занимало первое место, хотя в обработке оно самое трудоемкое. Медь и бронза привлекали мастеров своим цветом и хорошими литейными качествами. Серебро занимало особое место. Его очень любили за то, что с ним легко работать, и за его эстетические качества. Сравнение с серебром всегда выражало высшую степень красоты. И, наоборот, золото якуты не любили. Они считали его медью с менее прочными механическими свойствами.
Большого внимания среди изделий, созданных якутскими мастерами в XIX веке, заслуживают пояса. По существу, это уже ювелирная работа. Пояса украшали самыми разными гравированными рисунками от предельно лаконичных, похожих своей манерой на лубок, до сложных узорчатых орнаментов, напоминающих типичные восточные арабески.
Женские пояса якуты делали более нарядными. На них чаще изображали сюжеты, развернутые на нескольких пластинах. Ширина пояса достигала 8−10 см, а число пластин — до двадцати. Такие пояса, выполненные из серебряных пластин, стоили около ста рублей. Кстати мастера нередко ставили цену на пряжках. Эти дорогие предметы передавались из поколения в поколение.
Хорошее прочтение орнаментального рисунка на многих изделиях из металла обеспечено тем, что основными принципами построения узора является ритмичность, симметрия и четкое выделение силуэта любой самой мелкой фигуры.
Особую группу в якутских художественных изделиях из металла составляют украшения одежды. Такими украшениями являются всевозможные бляшки в форме круга или квадрата с гравированным на них рисунком или рельефом. Их пришивают на головной убор, верхнюю и нижнюю одежду, на обувь. Разновидностью нашивных украшений являются бляхи — подвески, состоящие из двух и более элементов и пришиваемые к одежде за кольцо. В старинном национальном костюме металлические украшения чередуются с украшениями из меха, бисера.
Ювелирные изделия в качестве самостоятельных украшений входили в комплект женской одежды, и, прежде всего, в свадебный наряд невесты. Среди них следует особо выделить украшение в виде шейного обруча, к которому с двух сторон крепятся ряды ажурных подвесок. Спускаясь по груди и спине, они заканчиваются на уровне пояса. Ширина их тоже значительна.
Под влиянием культурных связей с русскими и другими народами, видов ювелирных украшений, выполняемых якутскими мастерами, становится все больше. Входит в привычку ношение браслетов, сережек, колец и перстней. Естественно, что каждый вид украшений имел у якутов свои конструктивные и декоративные особенности. Некоторые изделия были укрупненного размера, подчеркивающего праздничный характер вещи. Так, браслеты достигали ширины восьми сантиметров. Очень длинными были серьги, представляющие собой систему подвесок, а также накосники, в которых комбинировались металлические трубочки, кораллы, бисер.