Введение.
Принципы и специфика организации музыкальной предметно-развивающей среды
Прежде чем приступить к рассмотрению заявленной проблемы, представьте себе ребёнка в пустой комнате. Что произойдёт? Он приложит максимум усилий, чтобы покинуть её: неинтересно, делать нечего. Другой вариант. В комнате много интересных игрушек, игр, пособий. Но для музыкальной деятельности ничего нет. Ребёнок будет ею заниматься? Конечно, нет. Он займётся тем, для чего подходят окружающие его… Читать ещё >
Введение. Принципы и специфика организации музыкальной предметно-развивающей среды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Известно, что в настоящее время современных детей окружает богатый мир звуков, источниками которых являются телевидение, радио, кино, аудио — видеотехника. Дети слушают музыку, доступную и недоступную их пониманию, близкую, интересную по тематике, и музыку, рассчитанную на взрослых. Поэтому процесс музыкального воспитания в ДОУ должен быть целенаправленным. Дошкольников привлекают сюжетность, сказочность, мир игрушек, животных Реальный жизненный опыт ребёнка, непосредственные впечатления об окружающем могут явиться питательной средой для приобщения его к музыкальному искусству.
Проблемность музыкальной среды, предметной ситуации порождает у детей вопросы, питает их инициативу, воображение, побуждает к творчеству. Атрибуты культуры, которые активно присваивает ребенок, дают ему возможность самостоятельно анализировать возникающую новую ситуацию, быть свободным в выборе собственных действий, самостоятельно организовывать свою деятельность.
Предметный мир детства — это не только игровая среда, но и среда развития всех специфических детских видов деятельности, ни одна из которых не может полноценно развиваться вне предметной организации. Деятельность в условиях обогащенной предметно-развивающей среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях предметно-развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности. Он действует, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию. В таком подходе к организации детской деятельности уже заложен механизм саморазвития, самореализации подрастающей личности.
Непосредственное влияние среды начинается уже с раннего возраста. С каждым годом ребенок меняется, узнает много нового, обогащает свой опыт и накапливает информацию об окружающем мире. В процессе развития ребенка окружающая среда не только определяет условия его существования, но и во многом составляет основу для формирования потребностей.
Музыкальное развитие ребенка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Самостоятельная творческая деятельность ребенка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды. Хорошо организованная музыкальная предметно-развивающая среда способствует поддержанию эмоционального благополучия детей и их эстетическому развитию. воспитание дети музыкальный возрастной Проблема формирования музыкальной развивающей среды в дошкольном учреждении неоднократно выступала предметом исследования специалистов в разных областях знаний. Правильно организованная предметно-развивающая среда, обладает большим потенциалом для творческого развития ребенка и его способностей.
Прежде чем приступить к рассмотрению заявленной проблемы, представьте себе ребёнка в пустой комнате. Что произойдёт? Он приложит максимум усилий, чтобы покинуть её: неинтересно, делать нечего. Другой вариант. В комнате много интересных игрушек, игр, пособий. Но для музыкальной деятельности ничего нет. Ребёнок будет ею заниматься? Конечно, нет. Он займётся тем, для чего подходят окружающие его объекты. Третий вариант. В ДОУ две группы детей одного возраста оснащены одинаковыми играми, игрушками, пособиями, в том числе и для музыкальной деятельности. В одной группе воспитатель не обращает на них внимания, иногда даже выражает негативное отношение к ним. В результате у детей постепенно угасает интерес, и они перестают заниматься самостоятельно музыкальной деятельностью. В другой группе воспитатель проявляет интерес к музыкальным играм, демонстрирует детям возможности музыкальной предметной среды, создаёт творческие ситуации, пробуждающие интерес к музыкальным играм и игрушкам. В результате дети часто играют с ними, проявляя творческий подход.
На основании вышеизложенного вытекает тема курсовой работы: предметно-развивающая среда как стимул самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников.
Объект исследования: процесс организации самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: принципы и специфика организации музыкальной предметно-развивающей среды.
Цель:
Выявление тенденции формирования музыкальной предметно-развивающей среды на современном этапе.
Задачи:
- 1. Проанализировать теоретические исследования и практический опыт по данному вопросу.
- 2. Определить сущность музыкальной предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении и основные принципы ее организации.
- 3. Охарактеризовать особенности музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ музыкально-педагогической, методической, справочной литературы.
Практическая значимость исследования: определение стратегий построения музыкальной предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.