Социально-психологические аспекты управления персоналом служб безопасности предприятий гостеприимства
Нужно обратить особое внимание на построение взаимоотношений с руководителем СБ. Руководству предприятия необходимо помнить о том, что он не рядовой сотрудник, а человек, обладающий всей информацией о предприятии, к тому же имеющий специальные знания и подготовку. Поэтому общение с ним требует соблюдения принципов взаимного уважения. Постарайтесь постепенно перевести ваши отношения из разряда… Читать ещё >
Социально-психологические аспекты управления персоналом служб безопасности предприятий гостеприимства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Каждому предприятию гостеприимства необходима служба, способная обеспечить безопасность предприятия. Каковы основные задачи и функции создаваемой службы? Таковыми являются:
- — обеспечение безопасности производственно-торговой деятельности и защиты информации и сведений, являющихся коммерческой тайной;
- — организация работы по правовой, организационной и инженерно-технической (физической, аппаратной, программной и математической) защите коммерческой тайны;
- — организация специального делопроизводства, исключающего несанкционированное получение сведений, являющихся коммерческой тайной;
- — предотвращение необоснованного допуска и доступа к сведениям и работам, составляющим коммерческую тайну;
- — выявление и локализация возможных каналов утечки конфиденциальной информации в процессе повседневной производственной деятельности и в экстремальных (аварийных, пожарных и др.) ситуациях;
- — обеспечение режима безопасности при проведении всех видов деятельности, включая различные встречи, переговоры, совещания, заседания, связанные с деловым сотрудничеством как на национальном, так и на международном уровне;
- — обеспечение охраны зданий, помещений, оборудования, продукции и технических средств, необходимых для производственной деятельности;
- — обеспечение личной безопасности руководства и ведущих сотрудников и специалистов;
- — оценка маркетинговых ситуаций и неправомерных действий злоумышленников и конкурентов.
- — Служба безопасности предприятия выполняет следующие функции:
- — организует и обеспечивает пропускной и внутриобъектовый режим в зданиях и помещениях, порядок несения службы охраны, контролирует соблюдение требований режима сотрудниками, смежниками, партнерами и посетителями;
- — руководит правовым и организационным регулированием отношений по защите коммерческой тайны;
- — участвует в разработке основополагающих документов с целью закрепления в них требований обеспечения безопасности и защиты коммерческой тайны, в частности устава, коллективного договора, правил внутреннего трудового распорядка, положений о подразделениях, а также трудовых договоров, соглашений, подрядов, должностных инструкций и обязанностей руководства, специалистов, рабочих и служащих;
- — разрабатывает и осуществляет совместно с другими подразделениями мероприятия по обеспечению работы с документами, содержащими сведения, являющиеся коммерческой тайной, организует и контролирует выполнение требований Инструкции по защите коммерческой тайны;
- — изучает все стороны коммерческой, производственной, финансовой и другой деятельности для выявления и закрытия возможных каналов утечки конфиденциальной информации, ведет учет и анализ нарушений режима безопасности, накапливает и анализирует данные о злоумышленных устремлениях конкурентов и других организаций, о деятельности предприятия и его клиентов, партнеров, смежников;
- — организует и проводит служебные расследования по фактам разглашения сведений, утрат документов и других нарушений безопасности предприятия;
- — разрабатывает, ведет, обновляет и пополняет перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, и другие нормативные акты, регламентирующие порядок обеспечения безопасности и защиты информации;
- — обеспечивает строгое выполнение требований нормативных документов по защите коммерческой тайны;
- — осуществляет руководство службами и подразделениями безопасности подведомственных предприятий, организаций, учреждений и других в части оговоренных в договорах условиях по защите коммерческой тайны;
- — организует и регулярно проводит учебу сотрудников предприятия и службы безопасности по всем направлениям защиты коммерческой тайны, добиваясь, чтобы подход к такой защите был глубоко осознанным;
- — ведет учет сейфов, металлических шкафов, специальных хранилищ и других помещений, в которых разрешено постоянное или временное хранение конфиденциальных документов;
- — ведет учет выделенных для конфиденциальной работы помещений, технических средств в них, обладающих потенциальными каналами утечки информации;
- — поддерживает контакты с правоохранительными органами и службами безопасности соседних предприятий в интересах изучения криминогенной обстановки в районе.
Проводимая проверка должна включать в себя:
- — сбор официальной информации и формальные проверки;
- — неформальное общение (опрос) с бывшими сослуживцами, подчиненными, соседями;
- — заполнение специально составленной анкеты;
- — предоставление копии паспорта, трудовой книжки, военного билета, документов об образовании, водительского удостоверения и т. п.;
- — проверку полученных документов на подлинность и сопоставление содержащейся в них информации с анкетными данными;
- — получение информации из баз данных;
- — получение по официальным и неофициальным каналам отзывов с предыдущих мест работы;
- — тестирование соискателя.
После наведения справок наступает время личного знакомства с кандидатом на должность начальника службы безопасности. Лучше всего прибегнуть к собеседованию — наиболее простому и доступному инструменту для изучения человека. Таких встреч должно быть несколько. Первое собеседование проводит руководитель отдела кадров, который в процессе разговора уточняет полученные из документов данные и получает общее представление о кандидате. В ходе второго он же устраняет разногласия между предоставленной кандидатом информацией и полученной из других источников, задает проблемные вопросы для выявления профпригодности кандидата и выясняет отношение соискателя к определенным фактам, событиям и т. п. Лишь после этого вы как руководитель, имея на руках результаты предыдущих собеседований и проверок, готовы к разговору с человеком, пробующимся на вакантную должность руководителя СБ.
Сопоставление всей полученной информации даст возможность принять взвешенное решение. Но прохождение всех указанных этапов еще не означает абсолютной пригодности кандидата. Целесообразно договориться об испытательном сроке, в течение которого принятый сотрудник начнет работу с решения наименее сложных задач. И по тому, как он станет трудиться, можно будет судить о его отношении к делу в целом.
В ходе испытательного срока следует обратить особое внимание на дисциплинированность новичка. Функционирование любой спецслужбы, в том числе службы безопасности вашей фирмы, невозможно без железной дисциплины. Хорошее знание законодательства и повышенное чувство ответственности за последствия принятого решения и совершенных действий должны являться одним из основных компонентов успешной карьеры такого специалиста. В Израиле, например, сотрудники спецслужб" уличенные в использовании служебного положения в личных целях, во лжи или неполной отчетности, подлежат увольнению без пенсии и выходного пособия. Такая бескомпромиссность имеет свой целью создание внутренней атмосферы, основанной на взаимном доверии и полной подотчетности руководству. Руководство израильской контрразведки «Шин Бет» со дня своего основания постоянно внедряет в умы своих подчиненных постулат о том, что независимо от обстоятельств их отчеты в штаб-квартиру должны быть полными и правдивыми. Да, сама природа работы сотрудника спецслужб требует лжи для внешнего мира, однако только правды для своего руководства.
В условиях нарастающей тенденции в Республике Беларусь к формированию СБ, соответствующей нормотворческой деятельности высшего законодательного органа страны, постоянно изменяющихся условий существования рыночных отношений, криминализации общественных отношений особый интерес представляет изучение процедур и методик подбора кандидатов на работу в негосударственные правоохранительные организации. Так, в последние годы в связи с обострением конкурентной борьбы на внутренних и внешних рынках и, соответственно, расширением масштабов промышленного шпионажа все большее число фирм создает собственные СБ. Во главе этих структур, как правило, находятся бывшие сотрудники государственных правоохранительных органов. Значительная часть персонала ранее имела непосредственное отношение к вопросам обеспечения безопасности в государственных учреждениях.
Вместе с тем глобальное распространение современных технологий, появление новых способов и средств сбора «безбумажной» информации требует в свою очередь, введения в штаты СБ опытных специалистов в области информации и средств связи.
Высококлассных специалистов в этих весьма специфических областях довольно мало. Поэтому назрела проблема подготовки таких специалистов в несколько большем объеме, чем в прежние годы. Как свидетельствует опыт ряда ведущих компаний США, Канады, Германии и Великобритании, отбор кандидатов на работу в системе безопасности частной предпринимательской деятельности проводится в два этапа:
- — на первом изучаются анкетные данные кандидата;
- — на втором осуществляется общая оценка его моральных качеств. При этом учитывается, что отсутствие в анкетных данных сведений о каких-либо нарушениях противоправного или этического характера не обязательно свидетельствует о честности и надежности кандидата, так как не исключено что, возможно, для их совершения просто не было соответствующих мотивов. Данные анкеты изучаются с точки зрения их полноты и наличия возможных противоречий. Все указанные кандидатом сведения подлежат документальному подтверждению.
На основании результатов проверки анкетных данных решается вопрос о целесообразности дальнейших контактов с кандидатом. В случае положительного решения с ним проводятся собеседования. Опытный специалист, используя особые методики и тесты, обращает при этом внимание на такие негативные черты кандидата, как — то: раздражительность, беспокойство, повышенная чувствительность и т. д. Отмеченные негативные моменты требуют в дальнейшем более тщательного изучения. Одновременно выявляются коммуникабельность, манеры, темперамент и другие черты, которые позволяют прогнозировать поведение в различных ситуациях.
Затем применяются методики исследования почерка, которые позволяют выделять черты характера, указывающие на предрасположенность к совершению нечестных поступков. Далее следует новый тест: кандидат в течение 30 минут должен ответить на специально подобранные 90 вопросов. Анализ ответов дает возможность произвести оценку характера кандидата с точки зрения его моральных качеств.
По мнению экспертов, каждый из упомянутых выше методов и методик проверки достаточно эффективны, а в своей совокупности они позволяют с высокой степенью точности дать ответ на Вопрос о пригодности того или иного лица к работе в системе безопасности.
Большое внимание в процессе подготовки должно быть уделено изучению конституционных прав и законодательных актов, действующих в сфере частного сыска и охраны. В учебные программы подготовки частных детективов и охранников должны включаться основы уголовного и гражданского права, уголовного и гражданского процессов (в частности, должны изучаться понятие преступления, пределы необходимой обороны, основания для задержания, а также законодательная регламентация договорных отношений).
Детективу и охраннику необходимы знания по криминалистике. Имея дело с различными документами, частный сыщик должен уметь отличать подлинный документ от фальшивого, выявлять признаки подделки. Не менее важно уметь правильно провести осмотр помещений, местности, охраняемой территории, выявить имеющиеся следы рук, обуви, транспорта, орудий взлома и принять меры по их сохранению для последующего изобличения виновных в совершении преступлений. При обнаружении огнестрельного оружия и взрывных устройств в ходе сыска необходимо обезопасить эти объекты, подвергнуть их первоначальному осмотру, изъять найденные пули и гильзы.
Частные детективы и охранники должны уметь оказывать первую медицинскую (доврачебную) помощь.
Работа в контакте с правоохранительными органами, участие в закреплении фактических данных для использования в процессе показывания занимает значительное место в частной сыскной деятельности. Законом предусмотрена возможность применения для фиксации фактов современных технических средств: фотоаппаратуры, видеои аудиозаписывающей техники и пр.
Применение технических средств не должно нарушать права и свободы граждан. Однако, если, например, клиент заявляет о том, что ему по телефону угрожают расправой, вымогают деньги, детектив вправе провести запись этих угроз с согласия владельца телефона. Он также может снабдить клиента портативным магнитофоном перед встречей с вымогателем. Для успешного применения фиксирующей техники частные детективы должны изучить фотографические методы, включая оперативную съемку скрытой камерой, съемку в ходе дальнего и ночного наблюдения, фотографирование места происшествия, следов, В программу обучения охранников должно быть включено изучение поисковых средств различных типов для обнаружения тайников, спрятанных ценностей, оружия и боеприпасов.
Работа частных детективов и охранников далеко не всегда безопасна: в любой момент может возникнуть необходимость отразить нападение, пресечь преступление против других лиц и охраняемой собственности. Закон разрешает детективу применять при необходимости спецсредства для самообороны, а частным охранникам и огнестрельное оружие, поэтому подготовка к этим профессиям должна включать изучение правил применения огнестрельного оружия и спецсредств, занятия по приемам самозащиты.
Современная СБ не может эффективно функционировать без использования вычислительной техники, коммуникационных сетей, оперативной радиосвязи, поэтому работа на компьютере, изучение приемо-передающих радиоустройств также должны входить в программу подготовки частных детективов и охранников. Представители этих профессий всегда в гуще народа, они должны уметь налаживать контакты, производить опросы, проявлять тактичность и внимание — всему этому их должны научить на занятиях по прикладной психологии, педагогике и практике общения.
После завершения цикла семинарских и практических занятий, обучающимся желательно пройти небольшую стажировку в оперативных подразделениях органов МВД, а также частных детективных и охранных структур. Специальная подготовка должна заканчиваться комплексным экзаменом, который принимает комиссия с участием представителей прокуратуры, Министерства внутренних дел и охранно-сыскных организаций. Выдержавшим экзамен должно быть вручено свидетельство о прохождении специальной подготовки, и они приобретают право на получение лицензии на занятие частной сыскной или частной охранной деятельностью. Важным элементом эффективной деятельности СБ является наличие современной системы подготовки и переподготовки их персонала, подбор преподавательского состава для учебных заведений СБ, готовящих частных детективов и охранников, а также подбор высококлассных специалистов из числа выпускников других учебных заведений для работы в СБ.
Функции подразделения отдела кадров предприятия по сотрудничеству с учебными заведениями должны заключаться в отборе кандидатов для работы в СБ из числа студентов высших и средних учебных заведений, а также из числа обучающихся в негосударственных образовательных учреждениях, занимающихся подготовкой и переподготовкой частных детективов и охранников. Для этих целей устанавливаются контакты с:
- 1) Высшими и средними учебными заведениями юридического профиля
- 2) Высшими учебными заведениями экономического профиля
- 3) Высшими и средними техническими учебными заведениями, готовящими специалистов в области компьютерной техники
- 4) Негосударственными образовательными учреждениями по подготовке частных детективов и охранников.
Сегодня ведущие сотрудники СБ должны обладать глубокими знаниями:
- — основ менеджмента и маркетинга;
- — основ банковского дела, бухгалтерского учета;
- — гражданского и уголовного права;
- — иностранных языков, журналистики;
- — социологии, психологии, педагогики;
- — криминалистики, криминологии;
- — оперативной техники;
- — информационно — аналитической работы;
- — искусства разведки и контрразведки. Они должны;
- — обладать хорошими организаторскими способностями по созданию СБ и системы комплексных мер, максимально обеспечивающих безопасность охраняемых объектов;
- — уметь кратко и ясно излагать свои мысли, брать интервью;
- — уметь разрешать конфликтные ситуации, обладать способностью мгновенно оценивать сложившуюся ситуацию и принимать правильное решение;
- — осуществлять защиту конфиденциальной информации;
- — знать и применять технические средства скрытого наблюдения, проникновения и противодействия;
- — разбираться в финансовых и учредительных документах;
- — уметь налаживать взаимодействие с местными властями и государственными органами на случай проведения расследования на охраняемых объектах;
- — обладать навыками проведения первичных следственных действий при воровстве, мошенничестве, саботаже и финансовых преступлениях на охраняемой фирме (хищения, незаконное присвоение денежных средств)" осуществлять их профилактику;
- — проводить периодическую проверку сотрудников охраняемой фирмы, имеющих доступ к секретам и т. д.
К настоящему времени в Республике Беларусь образовались три группы учреждений, осуществляющих обучение и повышение квалификации работников, которые, в случае успешного их завершения, могут рассчитывать на получение руководящих должностей СБ:
- — учебные и научно-исследовательские заведения государственных специальных служб (институты, академии и школы МВД РБ);
- — факультеты, кафедры и курсы в высших учебных заведениях гражданского профиля, ведущие обучение по вопросам законодательства, защиты информации и коммерческой тайны" экономической безопасности, и т. д.;
- — негосударственные образовательные учреждения, готовящие сотрудников в области обеспечения безопасности предпринимательской деятельности.
Хотелось бы отметить, что работа негосударственных структур безопасности снизу доверху строится на доверни. Каждый сотрудник СБ должен ощущать, что ему полностью доверяют, ценить этот факт и никогда им не злоупотреблять.
Однако одновременно подразумевается соответствующий контроль за деятельностью всех элементов системы безопасности предприятия, а в кадровой политике — разработка таких критериев оценки деятельности каждого отдельного человека, которые бы стимулировали его активность, способствовали объективной оценке его достижений и служебному росту и не толкали на злоупотребления.
Нужно обратить особое внимание на построение взаимоотношений с руководителем СБ. Руководству предприятия необходимо помнить о том, что он не рядовой сотрудник, а человек, обладающий всей информацией о предприятии, к тому же имеющий специальные знания и подготовку. Поэтому общение с ним требует соблюдения принципов взаимного уважения. Постарайтесь постепенно перевести ваши отношения из разряда «работник — работодатель» в более личную плоскость. Это не значит, что нужно опускаться до фамильярности, — просто проявите доброжелательность, искренний интерес, поинтересуйтесь его заботами, помогите в решении какой то проблемы… И тогда новый сотрудник станет гораздо более заинтересованным в вашем благосостоянии в частности и благосостоянии всей компании в целом.
Еще одним эффективным способом повышения профессионализма кадров является их регулярная ротация. Время от времени работники должны принимать участие в деятельности своих коллег и хотя бы в общих чертах представлять себе направление их деятельности. Стремиться к взаимозаменяемости сотрудников с минимальным отрывом их друг от друга в знаниях и умениях жизненно необходимо.