Современные модели управления качеством
Основой современной концепции качества является ориентация на удовлетворение спроса потребителей и общества в целом, непрерывное улучшение качества сверх достигнутого различными странами мира. Практика показывает, что творческий обмен передовым опытом по улучшению качества, интеграция всех подходов и методов к вопросу способствуют прогрессу человечества, повышению качества жизни, решению… Читать ещё >
Современные модели управления качеством (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
До 80-х годов общее управление предприятием стремились приспособить к системе управления качеством. Однако оперативное руководство входило в противоречие с концепцией управления качеством.
Главная целевая установка систем качества, построенных на основе стандартов ИСО 9000, — обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и представление ему доказательств способности предприятия сделать это. Механизм системы, применяемые методы и средства ориентированы на эту цель. Вместе с тем в стандарте ИСО 9000 целевая установка на экономическую эффективность выражена слабо, а на своевременность поставок — просто отсутствует. Несмотря на то, что система не решает всех задач, необходимых для обеспечения конкурентоспособности, популярность ее растет, и сегодня она занимает прочное место в рыночном механизме. Важнейшим признаком того, что на предприятии имеется система качества ИСО 9000, является сертификат. Наличие у предприятия сертификата стало одним из основных условий его допуска к тендерам по участию в различных проектах.
Принципы построения стандартов состоят в органическом сочетании статуса обязательности и рекомендательности применения элементов систем качества и инициативы предприятий в выборе технологий внутреннего управления. В международных стандартах по системам качества был учтен опыт советских систем управления, таких, как Саратовская система бездефектного изготовления продукции (БИП), Львовская система бездефектного труда (СБТ), Горьковская система качества, надежности ресурса с первых изделий (КАНАРСПИ), Ярославская система научной организации работ по повышению моторесурса двигателей (НОРМ), Днепропетровская комплексная система повышения эффективности производства и качества работ (КСПЭП и КР). Следует отметить, что эти системы управления качеством в основном использовались в промышленности.
Саратовская система организации бездефектного изготовления продукции и сдачи ее ОТК (отдел технического контроля) или заказчику с первого предъявления, разработанная на предприятиях Саратовской области в середине 50-х годов, была направлена на создание условий, обеспечивающих изготовление продукции без отклонении от технической документации.
В основе системы БИП лежала количественная оценка качества труда. Качество труда К характеризуется процентом сдачи продукции с первого предъявления за отчетный отрезок времени Т (смена, неделя, месяц).
Оценивается качество труда отдельного исполнителя, бригады, участка, цеха, предприятия. В зависимости от значения К определяется размер премии.
Основные принципы систем БИП:
непосредственный исполнитель несет полную ответственность за качество выполняемой работы;
не допускается каких-либо отступлений от требований технической, технологической или другой документации;
запрещается оформлять временные разрешения на сдачу ОТК продукции, изготовленной с отступлением от требований документации;
не допускается составление ведомостей дефектов работниками ОТК при приеме продукции;
исполнитель предъявляет продукцию ОТК, предварительно полностью проверив ее и убедившись в отсутствии дефектов;
продукция, имеющая неисправимые дефекты, отделяется и самим исполнителем и отдельно предъявляется ОТК для оформления акта о браке;
ОТК возвращает всю продукцию исполнителю на доработку при обнаружении первого же дефекта;
последующие предъявления продукции ОТК осуществляются с разрешения руководства цеха (предприятия). Успешное функционирование системы БИП требовало от инженерных и вспомогательных служб цеха, участка, всего предприятия четкой организации обеспечения всем необходимым рабочих мест.
Система активно способствовала развитию инициативы для перехода на работу с личными клеймами и сдачи продукции по доверенности QTK. С правом самоконтроля могли работать отдельные исполнители, бригады, участки цеха.
Система БИП способствовала появлению таких организационных форм, как движение за звание «Отличник качества», мастер «Золотые руки» и др. В рамках системы получила развитие особая организационная форма — День качества, на котором подвергаются критическому анализу обеспечению установленного качества продукции за истекший период и разрабатываются мероприятия по улучшению качества продукция. Дни качества проводились на всех уровнях управления предприятием.
Для обеспечения эффективного применения системы постоянно проводилось обучение и воспитание кадров.
С начала 60-х годов саратовская система широко распространилась на предприятиях всех отраслей промышленности нашей страны и за рубежом. С развитием комплексных систем управления качеством продукции система БИП органически вошла в них составной частью.
Можно сказать, что саратовская система сыграла существенную роль в решении проблемы обеспечения качества продукции. При всех своих достоинствах система БИП не решила проблемы качества. Одной из причин этого стало противоречие между количеством и качеством в условиях плановой экономики.
Приоритетным показателем в планировании предприятия являлось, да и сейчас является, повышение производительности труда. Одним из путей решения этой задачи на предприятиях служило постоянное сокращение норм времени, отпущенного на технологические операции, причем чаще всего без обеспечения необходимого уровня автоматизации труда. Под ударом в первую очередь оказывались контрольные операции.
Необходимо отметить и весьма серьезный недостаток самой системы. В соответствии с ее принципами каждый возврат продукции на рабочее место автоматически отрицательно влиял на оценку качества труда рабочего и снижал его премию. Но далеко не всегда дефект возникал по вине рабочего и в связи с этим очень часто несправедливое снижение премии вызывало протест в трудовом коллективе.
Наряду с анализом слабых мест саратовской системы хотелось бы выделить те ее элементы, которые могут быть успешно применены и сегодня. Так, в рамках системы было рождено много интересных форм морального поощрения за высокое качество. Моральное стимулирование имеет огромное значение при правильном его сочетании с эффективным материальным стимулированием. В настоящее время оно во многих случаях необоснованно предается забвению или превращается в пустую формальность. Такая организационная форма, как дни качества, также может быть сегодня успешно использована.
Основой современной концепции качества является ориентация на удовлетворение спроса потребителей и общества в целом, непрерывное улучшение качества сверх достигнутого различными странами мира. Практика показывает, что творческий обмен передовым опытом по улучшению качества, интеграция всех подходов и методов к вопросу способствуют прогрессу человечества, повышению качества жизни, решению глобальных проблем.