Теоретические основы обучающейся организации
Умственные модели — суть этого условия состоит в том, что у человека часто существуют глубинные убеждения, которые во многом ограничивают результативность его деятельности. Например, если вы верите в то, что вы завтра обязательно провалитесь на собрании, то так оно и будет, поскольку убеждения во многом срабатывают как самореализующиеся пророчества. Соответственно, имея такое убеждение… Читать ещё >
Теоретические основы обучающейся организации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Технология создания обучающейся организации
Питер Синг, директор программы системного мышления и организационного обучения в школе менеджмента Массачусетского технологического института, в своей книге «Пятая дисциплина — искусство и практика обучающейся организации» приводит пять условий, необходимых для создания такой организации:
- 1. Системное мышление. Что значит мыслить об организации системно? Необходимо рассматривать части организации не только в их соединении между собой, но и то, как работа организации в целом согласуется с общей системой, частью которой она является. Это иллюстрирует тот факт, что большего успеха добиваются, например, те туристические фирмы, которые при организации посещений тех или иных стран учитывают их культуру и специфику. Для более четкого описания системного мышления можно привести следующий пример. Человек купил мозаику. Он хочет ее сложить, наклеить на картонку и повесить на стену. Для того, чтобы быстро и успешно сложить мозаику, важно в процессе воспринимать весь рисунок целиком, не зацикливаясь на отдельных фрагментах, и, кроме того, важно воспринимать то, как данная мозаика будет соотноситься с окружающим интерьером. Системное мышление позволяет скорее замечать реальные процессы перемен и изменений; то, как структура организации сама по себе создает проблемы (бюрократия). Системное мышление позволяет понять тот факт, что зачастую важные последствия решений часто не связаны с изначальной причиной, т.к. причины и следствия могут быть разделены временем и местом, что подтверждается в фирмах так же, как и в диагностике. Обучение системному мышлению должно стать очень важным умением руководства, если фирмы хотят совершенствоваться на организационном уровне.
- 2. Создание общей картины — процесс формирования организационной цели, которая вдохновляет и мотивирует всех членов организации. Представьте, что руководитель организации (допустим, бывший военный) ставит перед организацией и перед сотрудниками цель: «Мы должны задавить их в следующем году по показателям продаж». Вряд ли такая некорректная цель будет вдохновлять и мотивировать, наполнять энергией, бодростью и энтузиазмом большинство сотрудников. И если каждый сотрудник не будет разделять цель организации и принимать ее как свою собственную цель — в будущем это значительно скажется на эффективности и результатах работы. Можно также предположить, что данный руководитель будет идентифицироваться (как бы сливаться) с ролью «полководца». Коллектив сотрудников он будет воспринимать как свое «войско» и вряд ли кто долго выдержит под таким «огнем», особенно, если такие отношения прочно вошли в культуру организации и находят свое частное отражение в плакатах типа «Мы дадим им бой на том берегу», «Прицельный огонь по мишеням» и т. д.
- 3. Групповое обучение — суть этого условия состоит в рассмотрении того, как люди создают эффективные группы, и как это влияет на успешность их деятельности. Обучающаяся организация предоставляет своим сотрудникам, например через тренинг, опыт «бытия» частью единой группы, которая имеет общую цель; где все члены группы доверяют друг другу; где каждый член группы имеет возможность полностью использовать все свои силы и свой потенциал. Вследствие всего этого участники группы гармонизируют свои отношения друг с другом и взаимодополняют друг друга. Это очень ценный опыт, который можно перенести и использовать в рабочем контексте. И просто поразительно, сколько такая группа может совершить.
- 4. Умственные модели — суть этого условия состоит в том, что у человека часто существуют глубинные убеждения, которые во многом ограничивают результативность его деятельности. Например, если вы верите в то, что вы завтра обязательно провалитесь на собрании, то так оно и будет, поскольку убеждения во многом срабатывают как самореализующиеся пророчества. Соответственно, имея такое убеждение, вы наверняка не найдете в себе ораторских способностей, будете чувствовать себя неуверенно, скованно, что обязательно отразится в вашем поведении и наверняка будет замечено другими людьми, как бы вы это не пытались скрыть.
5. Индивидуальное мастерство — если в процессе обучения человек изменяет свои неэффективные взгляды, стратегии, убеждения на эффективные и продолжает их совершенствовать, это обязательно приведет к индивидуальному мастерству. Это будет возможно в том случае, если человек решит для себя и примет за ценность постоянно совершенствовать свои умения, знания, оттачивать навыки. Такая установка способствует индивидуальному развитию, что мотивирует действия человека, и дает особую удовлетворенность ими.
Если внимательно рассмотреть все эти условия как вместе взятыми, так и каждую в отдельности, то можно заметить, что работа в этих областях подразумевает постоянное совершенствование того, что делает человек. Это активизирует учение, навыки мышления и действия. Если сотрудник хочет приносить пользу, то ему необходимо освоить умения, которыми владеют лучшие. Необходимо научиться использовать умения и найти способ скорейшего обмена ими. Какой? Тренинг. Почему именно тренинг? Официальная система образования слишком медленно реагирует на те изменения, которые происходят в окружающем мире. Она обучает по программе, которая соответствует предыдущему поколению и поэтому не дает актуальных умений, знаний, навыков. Тренинг же способен своевременно обновить имеющиеся умения и обучить новым. Качественный тренинг приводит к улучшению качества труда как в индивидуальной, так и в профессиональной и организационной сферах.
В обучающейся организации создана культура обучения и тренинг в ней является неотъемлемой частью. Помимо этого, тренинг в обучающейся организации — необходимая составляющая культуры труда. Тренинг в обучающейся организации воспринимается как инвестиция, поскольку дает возможность совершенствования. Инвестирование в людей — часть стратегии такой организации.
Рассмотрим, что же такое тренинг:
- 1. Тренинг не только дает знания и умения. Тренинг открывает возможности и способности их использовать.
- 2. Тренинг обучает ценностям и подходу к жизни. Например, для успешного менеджера по управлению персоналом, консультанта по обучению необходимо иметь в системе ценностей такие, как: совершенствование своих способностей, важность нахождения на верхней ступени личностного развития и т. д.
Как уже говорилось выше, эффективный тренинг повышает качество труда, что, в свою очередь, ведет к организационным улучшениям. Поэтому существует аналогия между тем, как обучаются отдельные люди и тем, как обучаются организации.
На организационном уровне систематический тренинг — часть цикла, который отражает способ обучения и развития организации. Тренинговый цикл можно представить в следующем виде:
- — Определение потребностей в тренинге:
- 1. потребности организации как целого. С точки зрения организации, цель тренинга — исправление ошибок групповой работы участвующих в нем людей. Конечная оценка основывается на том, повышает ли тренинг организационную эффективность (показатель — увеличение прибыли);
- 2. потребности каждой структурной части в отдельности. Цель — личное и профессиональное совершенствование. С этой точки зрения необходимо решить, какие навыки необходимо усовершенствовать, т. е., определив уровень актуальных знаний, умений, навыков, определить желаемый уровень. Далее необходимо решить, каким образом эти усовершенствования можно осуществить и как измерить осуществленные в сторону желаемого результата изменения;
- 3. потребности каждой личности. Необходимо отметить тот факт, что без индивидуального образования ничему нельзя научиться в сфере организации, ведь целью тренинга является постоянное совершенствование личности. Важно отметить, что при создании обучающейся организации необходимо осознание участниками творческого обучения значимости последнего. Суть данного обучения состоит в познании того, как учиться и обеспечивает человеку возможность постоянного совершенствования и самореализации. Без творческого обучения, без использования творческого подхода невозможно создать обучающуюся организацию.
- — Определение результатов тренинга в категориях умений, ценностей, знаний и источников. Это происходит путем утверждения уровня актуальных умений и определения уровня желаемых.
- — Составление плана тренинга с целью удовлетворения потребностей и получения соответствующих результатов.
- — Завершение тренинга.
- — Оценка успешности тренинга в достижении целей и использование результатов для анализа тренингового цикла.
Оценка — заключительный этап процесса обучения. В традиционных условиях организации и руководители интересуются их затратами и вложениями в этот процесс.
Поэтому важное место занимает оценка результатов тренинга для организации. Необходимо подчеркнуть один нюанс — учебные курсы включают тренинг для отдельных людей, а люди учатся, развиваются, совершенствуются. Группа — это больше, чем сумма личностей, ее образующих, а эффективность организации — это больше, чем совместная эффективность работы членов всей организации. Это полный круг. Организации — сложные системы, и их нельзя изменить простым изменением людей, которые их образуют.