Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Практическое занятие № 3

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В XV веке перед узбекскими литераторами, которые все больше и больше создавали свои произведения на родном языке, встали сложные и ответственные задачи. Одной из таких задач было создание на узбекском языке «Хамсы», или «Пятерицы» — эпического повествования, состоящего из пяти поэм. В литературе Среднего Востока «Хамса» была широко популярна, но лишь немногим поэтам удалось создать действительно… Читать ещё >

Практическое занятие № 3 (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Тема: «„Пятерица“ Алишера Навои».

Эпиграф: И пусть глубины мысли в книге сей Откроются, сияя, для людей! Перевод В. Державина Навои.

Цели занятия: показать, что «Хамса» А. Навои — одно из выдающихся произведений узбекской литературы; раскрыть идейно-художественное своеобразие поэм.

Метод.обеспечение: портрет А. Навои, текст «Пятерицы», ватманы-5 шт., фломастеры, карточки с заданиями.

Ход занятия:

I. Вступительное слово учителя Выдающийся узбекский поэт Алишер Навои был не только тонким и проникновенным лириком, но и великолепным автором крупных эпических произведений и, прежде всего, «Хамсы».

В XV веке перед узбекскими литераторами, которые все больше и больше создавали свои произведения на родном языке, встали сложные и ответственные задачи. Одной из таких задач было создание на узбекском языке «Хамсы», или «Пятерицы» — эпического повествования, состоящего из пяти поэм. В литературе Среднего Востока «Хамса» была широко популярна, но лишь немногим поэтам удалось создать действительно шедевры в этом жанре. Это были действительно выдающиеся поэты своего времени, такие как Низами Гянджеви, Хосров Дехлеви, Абдурахман Джами.

Алишер Навои предпринял попытку создания своего варианта «Хамсы», понимая, какая ответственность при этом лежит на нем. Это было важно не только для всей последующей тюркоязычной литературы, но, прежде всего, для самого Алишера Навои: проверка на художественную зрелость и поэтический талант. И поэт блестяще справился с поставленной задачей, создав восхитительную собственную версию жанра, имевшего трехсотлетнюю традицию. Признавая и отмечая творческие успехи своих предшественников, он творчески использует их бессмертные произведения, а также искусно пользуется многочисленными историческими источниками, произведениями устного народного творчества, прекрасным знатоком которого являлся поэт. При этом Алишер Навои не замалчивает и некоторые, на его взгляд, недостатки творений великих поэтов Востока.

Но в отличие от своих великих предшественников Алишер Навои предпринял попытку создания более реалистического произведения, стремился придать своему повествованию некоторые черты, присущие простым людям, современному времени.

Нам радости дают огонь и воздух, и вода, Но и земля на что-нибудь пригодна иногда.

И если рода, и тюльпан, и кипарис — товар, То и для дров, само собой, необходим базар.

II. Реализация домашнего задания по группам.

1. Презентация каждой поэмы.

Студентам выделяется время (не более 10 минут) для представления закрепленной поэмы, согласно предложенному плану.

План презентации:

  • 1. Основная тема.
  • 2. Композиция поэмы. Основные структурные части.
  • 3. Лирический сюжет и его движение.
  • 4. Лирические персонажи. Их переживания. Их судьбы.
  • 5. Позиция автора (восторг, негодование, элегическая грусть, полемика) и передача его переживаний
  • 6. Идея поэмы, выявленная в итоге анализа.
  • 7. Отзывы критиков о «Пятерице».
  • 8. Звучание поэм в наши дни.

В ходе подготовки (не более 2-х минут) группы могут воспользоваться ватманом, фломастерами, карточками с заданиями Карточка № 1 («Смятение праведных»).

Задание: Прокомментируйте данный отрывок:

О, устремленный к Истине всегда, Согнувшийся под ношею труда!

Служа добру, пылинкой ты влетишь, Глаза высокомерья ослепишь…

…Ты неуклонно путь свой проходи, И в скромности достоинство блюди…

Карточка № 2 («Фархад и Ширин»).

Задание: Определите, о ком идет речь в данном отрывке:

Но хоть ученым он прослыл большим И был, как богатырь, несокрушим, Он скромен был, как новичок, едва По буквам составляющий слова.

Он силой не хвалился никогда, Ни в чем не заносился никогда, И равнодушен к власти, он скорей На нищенство сменил бы власть царей.

Он сердцем чист был и очами чист, Всем существом, как и речами, — чист, Чистейшее на свете существо!

И весь Китай благословил его.

Карточка № 3 («Лейли и Меджнун»).

Задание: Найдите в тексте поэмы изобразительно-выразительные средства, которыми пользуется поэт при создании портрета Лейли.

Карточка № 4 («Семь планет»).

Задание: Дайте характеристику принцу Бахраму, подтверждая цитатами из текста поэмы.

Карточка № 5 («Стена Искандера»).

Задание: Прокомментируйте отрывок, повествующий о морском путешествии главного героя поэмы Навои — Искандера. О каких достижениях науки того времени рассказывается в поэме?

III. Подведение итогов.

IV. Заключительное слово учителя:

Пять объемных дастанов Алишер Навои создает практически за два года. Все они были широко популярны в народе и неоднократно переписывались лучшими каллиграфами того времени, среди которых были и многие замечательные поэты. Во многом благодаря именно этому обстоятельству рукописи «Хамсы» дошли до нашего времени и при этом есть даже прижизненные экземпляры, некоторые из которых хранятся в рукописном фонде Института востоковедения АН Республики Узбекистан.

V. Домашнее задание Составьте 25 тестов по содержанию «Хамсы».

Дополнительный материал для учителя В 1499 году Алишер Навои пишет свою шестую поэму «Язык птиц», которая хотя и не входит в его «Хамсу», но тесно к ней примыкает. Написана она под влиянием поэмы «Речи птиц» известного персидского поэта Фаридуддина Аттара, которая произвела в свое время на поэта глубокое впечатление. «Язык птиц» — это сложная философская поэма, в которой посредством аллегорических образов и богатой символики Навои излагает свои взгляды на действительность, религию и многие другие важнейшие вопросы жизни. В центре его поэмы находится человек — тень бога. Но тень полная мудрости и сознания:

Как сокровище скрыт он, и суть его тайна, Блещет в зеркале мира красы его тайна.

И когда он явить себя миру решил, Он затмил своим блеском сиянье светил.

И в лучах его солнцеподобного блеска Сто мильонов теней обозначились резко.

И к теням, засверкавшим по дальним просторам, Вездесущим своим обратился он взором.

Образ птиц всего мира, все их существо ;

Знай: то тень многомудрой природы его.

С большим мастерством Навои выражает свое отношение в поэме к суфизму. Представитель суфизма и его проповедник выведен в образе Удода. При этом Навои свои прогрессивные идеи развивает в рассказах, которые приводятся автором как иллюстрация к ответам Удода на разнообразные ответы птиц.

В последние годы жизни Алишер Навои создает прозаическое произведение «Возлюбленный сердец». В этом произведении поэт в художественной форме излагает свои социально-политические, философские и морально-этические взгляды, жизненные воззрения. Он создает яркие характеры и портреты, использует многочисленные художественные приемы. Произведение изобилует стихами, небольшими рассказами, афоризмами.

«Возлюбленный сердец» состоит из трех разделов. В первом разделе «О нравах и поступках людей» автор пишет о социальных сословиях и о людях, занимающихся различными ремеслами. В сорока главах раздела Навои последовательно говорит практически о всех: начиная со справедливых царей и заканчивая кутилами, дервишами и нищими. Он дает им оценку, считая, что лишь люди труда, особенно дехкане, заслуживают почета и уважения. При этом Алишер Навои считает, что жестокость со стороны властей не допустима. Власть должна не подавлять, а создавать условия и контролировать жадных и аморальных ростовщиков и людей им подобных. В этом разделе книги много интересного и поучительного. Важно отметить, что практически после каждого прозаического текста автор приводит небольшой поэтический отрывок (бейт, рубаи, масневи), подтверждающий его суждение.

Во втором разделе, состоящем из десяти частей, автор выражает суждения о морали, об основных человеческих качествах. Можно привести названия некоторых из частей, чтобы убедиться в том, какое важное значение придавал Навои нравственности: о покаянии, о довольстве малом, о терпении, о любви и т. д.

В третьем разделе содержатся многочисленные нравоучительные рассказы, мудрые и красивые изречения. Вообще, произведение «Возлюбленный сердец» является одним лучших образцов узбекской прозы.

Алишер Навои был не только выдающимся мастером художественного слова, но и известным литературоведом своего времени. Он создал три замечательных литературоведческих произведения, которые до сих пор не потеряли своей актуальности.

Наиболее значимое литературоведческое произведение Навои — «Собрание избранных». Это сочинение, написанное в жанре тазкира, небольшие статьи о жизни поэтов с приведением наиболее интересных образцов их творчества. Это своеобразная авторская антология поэтов, живших до XVI века.

«Собрание избранных» было написано Алишером Навои в 1491—1492 гг. и доработано было в 1498—1499 гг. Сочинение содержит восемь разделов — мажлисов, отражающих собой определенную группу поэтов.

Первый маджлис включает в себя поэтов, последний период жизни которых совпал с юными годами Алишера Навои, но поэт их лично не знал;

Второй маджлис — поэтов, которые ко времени написания «Собрание избранных» умерли;

Третий маджлис — поэтов, которые ко времени написания «Собрание избранных» были знакомы с Навои и дружили с ним;

Четвертый маджлис — непрофессиональных поэтов-современников;

Пятый маджлис — знатных людей, пишущих стихи;

Шестой маджлис — поэтов, живших вне Хорасана, но известные Алишеру Навои;

Седьмой маджлис — представители династии Тимуридов, писавшие стихи;

Восьмой маджлис — поэтическое творчество султана Хусейна Байкары.

Значение этого произведения необычайно велико. Алишер Навои в яркой и увлекательной форме делится об окружающей его литературной среде. Обращает на себя внимание четкая классификация работы, и аргументированные воззрения самого автора.

Другое литературоведческое произведение Алишера Навои «Весы стихотворных размеров» написано в зрелые годы. Оно не только отражает весь комплекс теоретических познаний гениального поэта в области стихосложения, но и является первым в тюркоязычной литературе обобщением того, чего достиг аруз вплоть до XV века. В глубоко теоретическом сочинении автор изложил основы основного типа стихосложения на материале тюркоязычной литературы.

Третья литературоведческая работа Алишера Навои «Трактат о жанре муамма» посвящена природе и художественным достоинствам жанра муамма — своеобразных стихотворных шарад. Этот жанр не был широко популярным, но, вместе, с тем, являлся достаточно интересным. Навои впервые подвергает комплексному анализу жанр муамма с профессиональной точки зрения. Он показывает не только их занимательность, но и поэтическую красоту.

Алишер Навои является автором и лингвистического трактата «Суждение о двух языках». В этом труде автор на основе богатого литературного опыта разрабатывает теоретические основы узбекского литературного языка и показывает его богатство и красочность. При этом он подверг жесткой критике всех тех, кто не верил в неисчерпаемые возможности узбекского языка и его исторической роли.

  • 1) Алишер Навои. Сочинения в десяти томах. — Ташкент: Фан, 1968;1970.
  • 2) Бертельс Е. Э. Навои и Джами. — Избранные труды. — М., 1965.
  • 3) История узбекской литературы. В 2-х томах. Т.1.-Т., Идательство «Фан», 1989.
  • 4) Серикова Л. Предисловие к «Сокровищнице мыслей» Алишера Навои. — Адабий мерос, 1984, № 2.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой