Понятие и средства кадрового маркетинга
Ь Маркетинг как средство достижения конкурентных преимуществ. Ориентированная и целенаправленная коммуникативная политика решает стратегическую задачу по предоставлению на рынке собственной организации как конкурентоспособной и привлекательной. Маркетинг персонала — вид управленческой деятельности, направленной на долговременное обеспечение организации человеческими ресурсами. Эти ресурсы… Читать ещё >
Понятие и средства кадрового маркетинга (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Сущность и принципы маркетинга персонала
Маркетинг персонала — вид управленческой деятельности, направленной на долговременное обеспечение организации человеческими ресурсами. Эти ресурсы образуют стратегический потенциал, с помощью которого возможно решение конкретных целевых задач.
Маркетинг персонала, как вид деятельности, направленный на удовлетворение запросов и потребностей путем обмена, непосредственно связан с понятиями нужда, потребность, запрос, обмен, рынок, товар, сделка, договор, управление маркетингом, менеджер (управляющий) по маркетингу, концепция маркетинга персонала и др. [11, с.95].
Знание специалистами, руководителями организаций основ маркетинга персонала — важное условие эффективности функционирования организации.
Основными составляющими маркетинга персонала являются:
ь разработка качественных требований к персоналу;
ь определение количественной и качественной потребности в персонале;
ь расчет затрат на приобретение и дальнейшее использование персонала;
ь выбор путей покрытия потребности в персонале;
ь деловая оценка персонала;
ь анализ и контроль эффективности распределения трудовых ресурсов организации по должностным позициям.
Маркетинг персонала означает содержательное расширение функции производственного маркетинга в область управления человеческими ресурсами. Он включает следующие понятийные элементы:
ь Маркетинг как основной принцип управления, ориентированного на рынок;
ь Маркетинг как метод систематизированного поиска решений. На основе современных методов исследования рынка формируется база данных, как для стратегических, так и для оперативных решений;
ь Маркетинг как средство достижения конкурентных преимуществ. Ориентированная и целенаправленная коммуникативная политика решает стратегическую задачу по предоставлению на рынке собственной организации как конкурентоспособной и привлекательной.
Маркетинг персонала трактует рабочее место как продукт, который продается на рынке труда. С этой точки зрения понятийные элементы маркетинга персонала могут быть представлены следующим образом:
он выступает направлением стратегического и оперативного планирования персонала;
создает информационную базу для работы с персоналом с помощью методов исследования внешнего и внутреннего рынка труда;
направлен на достижение привлекательности работодателя через коммуникации с целевыми группами (сегментами рынка).
В подходах к определению состава и содержания задач маркетинга персонала, применяемых в зарубежных и наиболее успешных отечественных организациях, следует выделить два основных принципа.
Первый принцип — предполагает рассмотрение задач маркетинга персонала в широком смысле. Под маркетингом персонала в данном случае понимается определенная философия и стратегия управления человеческими ресурсами. Персонал (в том числе и потенциальный) рассматривается в качестве внешних и внутренних клиентов организации. Целью такого маркетинга является оптимальное использование кадровых ресурсов путем создания максимально благоприятных условий труда, содействующих повышению его эффективности, способствующих развитию у каждого сотрудника партнерского и лояльного отношения к организации. Фактически это «продажа» предприятия своим собственным сотрудникам. Принцип маркетинга персонала в его широком толковании опирается на рыночное мышление, что отличает его от традиционных административных концепций управления кадрами.
Второй принцип — предполагает толкование маркетинга персонала в более узком смысле — как особую функцию службы управления персоналом. Эта функция направлена на выявление и покрытие потребности предприятия в кадровых ресурсах.
Главное отличие между вышеназванными принципами заключается в следующем. Широкое толкование маркетинга персонала подразумевает его отнесение к одному из элементов кадровой политики организации, реализуемому через решение комплекса задач службы управления персоналом (разработки целевой системы, планирования потребности, деловой оценки, управления карьерой, мотивацией и т. п.). В узком смысле маркетинг персонала предполагает выделение определенной специфической деятельности кадровой службы, относительно обособленной от других направлений ее работы.
Из вышесказанного следует, что маркетинговой концепцией управления персоналом является утверждение, согласно которому одним из важнейших условий достижения целей организации выступает четкое определение требований к персоналу, его социальных нужд, в процессе профессиональной деятельности, и обеспечение удовлетворения этих требований и нужд более эффективными, чем у конкурентов, способами [8, с.251].