Зарубежный опыт поддержки инновационной деятельности
Значительную положительную роль в поддержке инновационной деятельности имеют налоговые льготы на прибыль. Например, во Франции с 1979 г. существуют специальные премии за нововведения, в целом составляющие 25% суммы затрат на НИОКР. Кроме того, важную роль в поддержке инновационной деятельности имеет так называемый исследовательский налоговый кредит, который представляет собой налоговую скидку… Читать ещё >
Зарубежный опыт поддержки инновационной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Одной из причин снижения эффективности инноваций в России является слабость правовой базы в области инновационного предпринимательства и недостаточный уровень государственной поддержки инновационных предприятий. Любой вид инновационной деятельности требует государственной поддержки и стимулирования.
В развитых странах разработаны пути и формы, с помощью которых осуществляется поддержка инновационного предпринимательства. Особый интерес представляет опыт США, Японии, Канады, Англии, Франции: активное участие государства в проведении инновационной политики, особенно поддержка малого инновационного предпринимательства.
В США поддержкой инновационного предпринимательства занимаются администрация по делам малого бизнеса, Национальный научный фонд, НАСА, университеты, отраслевые министерства. В Германии ту же работу проводят Министерство экономики, Министерство научных исследований и технологий, Патентный центр, в Японии — Корпорация финансирования малого бизнеса, Центр рискового предпринимательства, в Италии — Фонд технологических нововведений.
Вместе с центральными и коммерческими банками, страховыми Фондами эти организации создают основу для эффективной реализации национальных программ поддержки малого инновационного предпринимательства.
Система государственной поддержки малого инновационного бизнеса за рубежом реализуется через два канала содействия: 1) малому бизнесу в целом и 2) предприятиям, занятым непосредственно инновационной деятельностью.
Государственная поддержка инновационного предпринимательства осуществляется прямыми и косвенными методами.
Прямые методы применяются преимущественно в двух формах: А) административно-ведомственной и Б) программно-целевой.
А) Первая форма проявляется в виде прямого дотационного финансирования, осуществляемого в соответствии с законодательством в сфере инноваций. Например, в США действует закон о государственном финансировании НИОКР малых форм, в соответствии с ним федеральные министерства и ведомства обязаны ежегодно передавать малым фирмам средства из своего бюджета на проведение НИОКР.
В 1982 г. в США был принят Закон о развитии мелких инновационных фирм, который предусматривает расширение субсидирования их исследовательских проектов различными федеральными ведомствами, в том числе Национальным научным фондом. Это дает возможность мелким предпринимателям получать безвозмездные целевые субсидии по контрактам на федеральные исследовательские проекты и заказов на производство новой продукции.
Большое внимание уделяется развитию передовых наукоемких производств в Канаде. Так, программа развития стратегических технологий предлагает финансирование в области информационной технологии, новых промышленных материалов и биотехнологии, возмещая предприятиям до 50% их затрат на НИОКР. Основная часть федеральных целевых субсидий представляется через Национальный совет по исследованиям (НСИ).
Особое место в системе прямых мер воздействия государства на инновационный бизнес занимает стимулирование развития технопарковых структур (своеобразных «инкубаторов» малого инновационного бизнеса). В 80-е годы в США и странах Западной Европы большое развитие получили различного рода научно-производственные комплексы, инновационные центры, научные и технологические парки, «инкубаторы предприятий высокой технологии» и т. д. Их главная задача — оказание разнообразных услуг и создание наиболее благоприятных для инновационных предприятий условий (что способствует привлечению средств и более эффективному их использованию), стимулирование развития передовых отраслей, ускорение инновационного процесса, практической реализации перспективных научных идей и открытий. Это достигается путем объединений усилий высших учебных заведений, научно-исследовательских центров, новых наукоемких предприятий. «Инкубаторы» создают необходимую инфраструктуру для нормальной жизнедеятельности малых инновационных предприятий. Такие предприятия ориентированы на удовлетворение потребности крупных городов и создаются вблизи них.
В течение 3−5 лет технополисы и технопарки «выращивают 10 и более мелких инновационных предприятий, предоставляя им на условиях лизинга электронно-вычислительную технику, оборудование, транспортные средства, помещения, а также оказывая необходимые бухгалтерские, консалтинговые услуги, помощи в проведении совместных НИОКР, подготовке кадров, в создании совместных венчурных фирм».
Б) Косвенные методы государственной поддержки инновационного предпринимательства направлены, с одной стороны, на стимулирование непосредственно инновационных процессов, а с другой — на создание благоприятного экономического климата для новаторской деятельности. К таким мерам относятся налоговые и кредитные льготы по научным исследованиям, НИОКР, разработка и внедрение новейших технологий. Льготное кредитование через научно-технические или венчурные фонды направлено на прямое содействие приоритетным научным исследованиям, НИОКР, разработке и внедрению новейших технологий. Льготные кредиты предоставляются обычно на 10−15 лет на более выгодных по сравнению с другими видами кредитования условиях по величине процента и порядку погашения.
Значительную положительную роль в поддержке инновационной деятельности имеют налоговые льготы на прибыль. Например, во Франции с 1979 г. существуют специальные премии за нововведения, в целом составляющие 25% суммы затрат на НИОКР. Кроме того, важную роль в поддержке инновационной деятельности имеет так называемый исследовательский налоговый кредит, который представляет собой налоговую скидку, равную приросту расходов на НИОКР в текущем периоде по сравнению с базисным.
В целом на основе опыта зарубежных стран можно определить главные направления государственной поддержки и стимулирования инновационного предпринимательства:
- — создание в рамках аппарата исполнительской власти организаций по стимулированию разработок технологических нововведений;
- — оказание содействия в развитии научных исследований частным лицам и организациям;
- — интенсивный обмен научно-технической информации, получаемой государством в целях достижения согласованности интересов фирм и государственной власти;
- — активная поддержка государством малого бизнеса — пионера новой техники и технологии;
- — использование государственного регулирования и хозяйственных норм для экономико-правовой и административно-организационной интеграции;
- — создание сети технополисов и технопарков и т. д.
В заключении следует сказать, что поддержка инновационного предпринимательства является одним из приоритетных направлений государственной научно-технической и экономической политики во всех странах с развитой рыночной экономикой.