Информационная асимметрия и борьба с ней
Кредитный рынок. При предоставлении кредита банки занижают процентные ставки относительно равновесного уровня и осуществляют рационирование кредита, требуя его надежного залогового обеспечения. Банкиры прекрасно понимают, что высокие процентные ставки могут отпугнуть в первую очередь серьёзных клиентов, имеющих умеренно рентабельные проекты и не склонных к риску. С другой стороны, аферист может… Читать ещё >
Информационная асимметрия и борьба с ней (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Понятие информации относится к группе общенаучных категорий и занимает важное место в различных науках. Экономика, в первую очередь, рассматривает влияние информации на экономическую деятельность хозяйственных субъектов, издержки неполной информации.
С точки зрения исследования участия информации в экономической деятельности и ее влияния на экономические процессы, информация — это средство снижения неопределенности и риска, способствующая реализации конкретных целей или потребностей субъекта. Здесь учитывается возможность информации приносить те или иные выгоды путем снижения неопределенности в отношении текущей ситуации и ее изменения в будущем.
В рыночных условиях важную роль играет информация о товаре: товарная, коммерческая, потребительская. Информация о товаре может поступать в словесной, цифровой, изобразительной, символьной и штриховой форме. Внимание к информации о товаре вызвано тем, что насыщенный рынок ставит перед потребителями и производителями сложную задачу: иметь достоверную информацию о новых и уже существующих товарах.
Для успешной работы на рынке каждому участнику рыночных отношений, прежде всего, необходима оперативная информация по отдельным товарам, статистическая информация, а также информация по группам взаимозаменяемых товаров.
Асимметричность информации (также несовершенная информация, неполная информация) — это неравномерное распределение информации о товаре между сторонами сделки. Обычно продавец знает о товаре больше, чем покупатель, хотя возможна и обратная ситуация.
Теория рынков с асимметричной информацией, разработчики которой награждены Нобелевской премией, не внушает оптимизма. Потребители, скорее всего, получат плохой товар по завышенной цене. Они пытаются бороться за свои права, передавая информацию друг другу о хороших и плохих торговцах. Однако они обречены, пока не будет создан эффективный рынок на принципах реального доверия. Как показывает исторический опыт, эту атмосферу может создать лишь религия.
Вспомним, как мы покупаем арбузы. Мы пытаемся стучать по ним, внимательно вертим хвостики, а потом принимаем решение. Насколько оно правильное? В реальности правильность нашего выбора зависит не от наших аналитических способностей по определению качества арбузов, а от того, сколько спелых арбузов в их общем количестве.
А теперь представим, что торговцу арбузами доподлинно известно качество всей партии. Вполне правдоподобное предположение, на наш взгляд. Соответственно, цена партии неспелых арбузов и спелых для такого торговца будет существенно отличаться. Внимание, вопрос. Какие арбузы будут предпочтительны для торговца?
Впервые это свойство было отмечено Кеннетом Эрроу в статье 1963 года, озаглавленной «Неопределённость и экономика благосостояния в здравоохранении» в журнале «Американское экономическое обозрение».
Джордж Акерлоф в своей работе в 1970 году построил математическую модель рынка с несовершенной информацией. Он отметил, что на таком рынке средняя цена товара имеет тенденцию снижаться, даже для товаров с идеальным качеством. Возможно даже, что рынок коллапсирует до исчезновения.
Преследуя свои цели, нечестные продавцы могут предложить менее качественный (более дешёвый в изготовлении) товар, обманывая покупателя. В результате многие покупатели, зная о низком среднем качестве, будут избегать покупок или соглашаться покупать только за меньшую цену. Производители качественных товаров в ответ, чтобы отделиться в глазах потребителя от среднестатистического продавца и сохранить за собой рынок, могут заводить торговые марки, сертификацию товаров. Важная роль торговых марок в развитой рыночной экономике — служить признаком стабильного качества.
Потребители, оценивая качество продуктов, составляют репутацию рынков и продавцов. Появление интернета существенно облегчило процесс обмена информацией среди потребителей. Позволяя узнать непосредственно характеристики товара либо его репутацию, интернет снижает асимметричность информации.
Майкл Спенс предложил теорию сигнализирования. В ситуации асимметричности информации люди обозначают, к какому типу они принадлежат, тем самым уменьшая степень асимметричности. Изначально в качестве модели выбрана ситуация поиска работы. Наниматель заинтересован в наборе обученного/обучаемого персонала. Все соискатели, естественно, заявляют, что они отлично способны учиться. Но только сами соискатели обладают информацией о действительном положении вещей. Это и есть ситуация информационной асимметрии.
Майкл Спенс предположил, что окончание, к примеру, института, служит надёжным опознавательным сигналом — данная персона способна к обучению. Ведь окончить институт проще для того, кто способен учиться и, следовательно, подходит данному нанимателю. И наоборот, если человек не смог окончить институт, его способности к обучению весьма сомнительны.
В 2001 году Джорджу Акерлофу, Джозефу Стиглицу и Майклу Спенсу была присуждена престижная Нобелевская премия по экономике за их анализ рынков с асимметричной информации.
Теперь рассмотрим примеры информационной асимметрии в различных сферах жизни общества:
Асимметрия информации на рынке страхования. Здесь основой для заключения контракта между продавцом и покупателем является неопределенность. При невозможности деления клиентов на группы по степени риска, страховые компании устанавливают для всех единый размер страхового взноса. В результате клиенты с низкой степенью риска переплачивают за риск. Таким образом, при отсутствии информации о клиентах страхователь осуществляет «ухудшающий отбор». Этой ситуации можно было бы избежать, если бы участники рынка располагали одинаковой информацией о риске. Следствием ухудшающего отбора является неэффективная работа рынка, неэффективное размещение ресурсов, а сам «ухудшающий отбор» является следствием информационной асимметрии. С проблемой «ухудшающего отбора» и информационного неравенства также связан случай так называемого «морального риска». Например, приобретение страховки индивидом может побудить его чаще рисковать. Как результат у страховой компании возрастают расходы, что приводит к увеличению размера страхового взноса для всех, а не только для виновника увеличения расходов, а также к увеличению социальных издержек. Из вышесказанного следует, что рынок страхования в условиях асимметрии информации является неэффективным.
Кредитный рынок. При предоставлении кредита банки занижают процентные ставки относительно равновесного уровня и осуществляют рационирование кредита, требуя его надежного залогового обеспечения. Банкиры прекрасно понимают, что высокие процентные ставки могут отпугнуть в первую очередь серьёзных клиентов, имеющих умеренно рентабельные проекты и не склонных к риску. С другой стороны, аферист может согласиться на любые процентные ставки, лишь бы заполучить кредит. Таким образом, снижается количество рисковых проектов, принимаемых для кредитования, и доля недобросовестных заемщиков.
Рынок ценных бумаг. В случае с ипотечными ценными бумагами проблема асимметрии информации проявляется в том, что их эмитент имеет больше информации, чем инвестор, относительно качества предлагаемых ценных бумаг и стоящих за ними ипотечных кредитов. Отсутствие у инвесторов достаточного объема информации об ипотечных ценных бумагах может привести к тому, что они не решатся покупать ценные бумаги или потребуют повышения доходности по таким бумагам в качестве компенсации за риск. Выпуск ипотечных ценных бумаг последней очереди представляет собой самый рискованный транш, на котором лежит риск неисполнения обязательств по ипотечным кредитам, входящих в состав ипотечного покрытия. Обычному инвестору трудно оценить качество всех ипотечных кредитов, стоящих за ипотечной ценной бумагой. Однако эмитент ценных бумаг может использовать сигналы о наличии высокого качества ипотечного покрытия. В частности, в международной практике инициатор рефинансирования ипотечных кредитов может приобрести весь выпуск последней очереди себе в собственность, показывая тем самым наличие у пула ипотечных кредитов приемлемого качества. Таким образом, эмиссия нескольких выпусков ипотечных ценных бумаг свидетельствует о качестве стоящего за ними ипотечного покрытия. Такой сигнал позволяет без каких-либо расходов со стороны инвесторов разрешить проблему с имеющейся на финансовом рынке асимметрией информации.
Рынок здравоохранения. На рынке медицинских услуг покупка услуг врача рассматривается как плата за его профессиональные знания. Здесь информационная асимметрия связана с тем, что врач и пациент, оплачивающий его услуги, обладают различной информацией. У врача возникает соблазн назначить пациенту более дорогой курс лечения. В этом случае появляется место для возникновения механизма, благодаря которому рынок адаптируется к информационному неравенству. Возникают такие понятия, как профессиональная и предпринимательская этика и нравственные ценности, которые постепенно внедряются в рыночные отношения. Асимметрия информации также проявляется в условиях конкурентной борьбы между лечебными заведениями. Как показали исследования зарубежных стран, недостаток данных может стать причиной негативного влияния конкуренции больниц на качество лечения. Это дает дополнительный аргумент в пользу усиления мер, направленных на повышение прозрачности показателей, обработку информации о деятельности системы, и на дальнейшие более детальные оценки причинно-следственных зависимостей. Асимметрия информации при условии её усиления становится одной из главных проблем в экономике здравоохранения, мешающая выйти на общественно эффективные уровни затрат, объемов, качества медицинской помощи.
Рынок труда. Прежде всего, асимметрия информации проявляется на стадии найма работников. В этот момент работодатель не знает реального качества приобретаемого товара. Однако доступен ряд других характеристик (образование, возраст, пол, национальность, опыт работы), которые рассматриваются как сигнальная информация о качестве рабочей силы, возможностях и способностях работника. Образовательные сигналы являются одними из наиболее важных. Еще один аспект асимметрии информации заключается в том, что многие фирмы завышают уровень заработной платы относительно равновесного, потому что понимают: с одной стороны, высокая зарплата обязывает к более напряженному труду и условиям формирования высокой корпоративной культуры; с другой — она обуславливает более высокие потенциальные потери для работников в случае их увольнения. Исходя из анализа финансовых рынков, можно сделать вывод, что информационная асимметрия более характерна для отдельных отраслей сферы услуг, чем для производства товаров. Здесь защита прав потребителя должна опираться на полную информацию о качестве продаваемых товаров и услуг. Здесь контролирующую функцию должны выполнять общества потребителей, СМИ, исполнительные органы власти и фирмы.
В случае совершенной конкуренции, когда цены на рынке устанавливаются автоматически, согласно уровню спроса и предложения. Отсюда следует, чтоальтернативные издержки точно соответствуют уровню цен, определенных спросом и предложением, и, следовательно, достаточно точно передают информацию о себе продавцам, покупателям и владельцам ресурсов. Этот случай является примером симметричного распределения информации, который позволяет хозяйствующим субъектам, абсолютно эффективно координировать экономическую деятельность.
Но, в реальности, случай совершенной конкуренции невозможен, поэтому продавцы и покупатели на рынке всегда сталкиваются с неравномерным распределением информации. Одной из сторон всегда известно то, чего не знает другая сторона сделки.
Например, случай покупки подержанного автомобиля, когда продавец может утаить некоторую информацию о состоянии авто, преследуя тем самым личные интересы, поэтому для покупателя данная сделка будет неэффективной. Одной из таких моделей является модель Джорджа Акерлофа «Рынок лимонов».
Таким образом мы видим, что асимметрия информации способствует увеличению рисков, является, порой, причиной ограничения конкуренции и других отрицательных явлений, которые приводят к неэффективному функционированию рынков.
Существуют несколько основных проблем, возникающих на финансовых рынках из-за асимметрии информации:
проблема неблагоприятного отбора;
проблема риска недобросовестности;
проблема дорогостоящей верификации состояния.
В преодолении асимметрии информации между субъектами экономических отношений большую роль играет государство, устанавливающее системы лицензирования, квалификационных тестов и контроля, преследующее мошенничество и лживую рекламу.
Преодолению информационной асимметрии способствуют также:
сертификаты качества, лицензии и прочие документы, которые подтверждают хорошую репутацию товаров (продавцов);
гарантии и поручительства;
страхование рисков, в том числе, социальное страхование;
рыночные сигналы (например, на рынке труда это образование, стаж работы, престижность заведения).
Самый простой способ борьбы с проклятой родовой чертой рынка — переходить на долгосрочные стратегические отношения. Знай своего продавца арбузов! Примерно таким методом пользуются потребители во всем мире, передавая это знание по информационной цепочке. Сейчас таким каналом распространения «честной» информации становятся блоги. Потребитель более склонен верить частному мнению, чем оплаченной рекламе. Правда, популярные блогеры уже стали продавать свое частное «честное» мнение рекламодателям.
Таким образом, возникает рынок информации, наличие которого, строго говоря, не принимается во внимание сторонниками «чистых» моделей рыночного равновесия. Но это обстоятельство, к сожалению, не самое печальное в реальной жизни. Чаще всего, заключая длительный контракт, мы становимся заложниками чистоты помыслов другой, знающей стороны.
Особенно ярко это проявляется в трудовых контрактах, которые неплохо защищают работника от посягательств работодателя — если мы, конечно, ведем речь о нормальных контрактах в нормальном обществе, а не выплатах денежного содержания из «черной кассы». Получив вожделенный контракт, работник может легко превратиться в тунеядца — то есть в того самого «кота в мешке».
Какой самый правильный способ решения этой проблемы? Правильно. Брать надо «своих» людей, а не набирать «по объявлению». Чаще всего в роли «своих» оказываются пусть и не самые эффективные работники, зато проверенные. Известен (но, вероятно, и сильно мифологизирован) случай из жизни одной из известных олигархических бизнес-групп, когда владелец обнаружил, что среди всех работников в офисе реально справляются со своими обязанностями лишь несколько человек. Те, что не справлялись, были из категории набранных «по объявлению» и случайно просочились в сплоченный коллектив «своих» людей.
Такой мафиозный отбор так же далек от рынка труда, как продажа зеленых арбузов ничего не подозревающему покупателю, случайно зашедшему на рынок. Борьбу с таким отбором ведут все фирмы. Здесь и всевозможные испытательные сроки, и воспитание корпоративного духа, и методы тотального контроля за служащими. Но все они тоже бесконечно далеки от вожделенного представления «рынок все сам сделает».
По-настоящему эффективный рынок может существовать лишь в атмосфере реального доверия. И, как показывает исторический опыт, эту атмосферу может создать настоящая идеология. Известно, например, что наиболее эффективно бизнесом в дореволюционной России управляли старообрядцы. асимметричность информация рынок товар Сплоченность этих социальных групп во многом держалась на выработанной столетиями защитной реакции против религиозных преследований, что требует высокого уровня внутриобщинного доверия. Но держалось это доверие на каркасе высоких религиозных ценностей.
Результатом чего стал своего рода парадокс — в рынок лучше всего вписывались те, кто никогда не считал, что все можно купить или продать, а думал о вечных ценностях.