Долговые бумаги.
Сберегательный банк Российской Федерации
Должен быть предусмотрен и другой вариант реструктуризации этой задолженности. Ее погашение может быть ускорено, если осуществить выпуск облигаций с более короткими сроками погашения. Но соответственно с различным размером дисконта. Чем ближе срок погашения, тем больше дисконт по сравнению с признаваемым размером государственного долга. Например, при 10-летнем сроке погашения он может составить… Читать ещё >
Долговые бумаги. Сберегательный банк Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Одним из вариантов признания, соответствующих духу закона 1995 г., являлся бы выпуск долгосрочных государственных ценных бумаг с выплатой ежегодного минимального дохода (2—3 процента). Их погашение можно ограничить сроком 50 лет и осуществлять выигрышными тиражами, начиная, например, с 2010 г. с нарастающим итогом, чтобы не подвергать чрезмерной нагрузке бюджет последнего года обращения этих бумаг.
Можно превратить задолженность по обесценившимся сбережениям в государственную ренту, которая широко использовалась для финансирования государственных расходов в царской России. Для этого надо сделать соответствующие долговые бумаги бессрочными и установить более привлекательные для их обладателей условия обращения (большую доходность, защиту от инфляции и т. п.).
Должен быть предусмотрен и другой вариант реструктуризации этой задолженности. Ее погашение может быть ускорено, если осуществить выпуск облигаций с более короткими сроками погашения. Но соответственно с различным размером дисконта. Чем ближе срок погашения, тем больше дисконт по сравнению с признаваемым размером государственного долга. Например, при 10-летнем сроке погашения он может составить 60 процентов, при 15-летнем — 50 процентов и т. п.
Еще один путь, по нашему мнению реально осуществимый, — установить ограничения выплаты полной компенсации размерами замороженных вкладов, в первую очередь «погасив» в соответствии с духом уже принятых законов задолженность государства по небольшим вкладам, или по определенному лимиту для всех вкладов (например, до 3—5 тыс. руб.).
Несмотря на не совсем удачный опыт Украины по зачетам старых вкладов, этот вариант расчетов не следует сбрасывать со счетов. Снижению государственных обязательств по данной задолженности могло бы способствовать разрешение уплачивать этими бумагами личные налоги и некоторые платежи граждан, ограничив такие выплаты определенной суммой для конкретного лица, чтобы не дестабилизировать всю налоговую систему.
По мере роста экономического потенциала страны условия обращения компенсационных долговых бумаг будут либерализироваться. Они могут быть допущены для продажи на вторичном рынке, для покупки земли, недвижимости, акций и других ценных бумаг, для уплаты дорожающих услуг ЖКХ и т. п.
Закон 1995 г. предусматривал прием целевых долговых обязательств по обесценившимся сбережениям при приватизации. Но на практике этот потенциал не был реализован. А такая возможность была и есть при денежной приватизации, при проведении «народных» IPO «главного морального должника» Сбербанка (8,8 млрд долл.), а также государственных «Роснефти» (дало более 7 млрд долл.) и ВТБ (около 8 млрд долл.), при проходящей сейчас дешевой распродаже земли и т. п. Но все-таки денежный вариант выплат из специально созданного для этого фонда проще, источники наполнения которого могут быть разные, в том числе и приватизационные.
Долг платежом красен Ликвидация социально значимой проблемы компенсации старых сбережений путем их официального включения в государственный долг может значительно ослабить существующую неудовлетворенность большого числа наших граждан и прекратить спекуляции по этому поводу. Предусматривающееся в 2008—2010 гг. увеличение расходов на эти цели не решает проблемы, так как только позволит обеспечить выплату еще одной (то есть двукратной) упоминавшейся выше мизерной компенсации остатка вклада (взноса), да и то не всем владельцам гарантированных сбережений и их наследникам. Главная цель государственной политики в этом отношении — максимальное затягивание выплат до тех пор, пока эта проблема в силу чисто демографических причин не потеряет актуальность.
При существующем темпе выплат реальный внутренний долг перед вкладчиками, установленный упоминавшимися выше законами 1990;х годов, может быть погашен только более чем за 70 лет. Но здесь можно упомянуть Францию или Бельгию, где наследники владельцев облигаций царской России, несмотря на сложившиеся реалии, не оставляют надежд получить реальную компенсацию своих потерь даже спустя 90 лет. И российское Правительство боится сказать правду, что не собирается, несмотря на огромные доходы и выплату значительной части государственного внешнего долга, обеспечивать выполнение принятых ранее законов в полном объеме.
Решение данного вопроса особенно важно в связи с выборной кампанией 2008—2009 гг., так как некоторые партии вновь затрагивают тему компенсации дореформенных вкладов. Тем более что пострадавшим в 2000;е годы от недобросовестных фирм строительным «дольщикам» власти большинства регионов уже осуществляют или обещают компенсацию в полном объеме. Поэтапная выплата дореформенных вкладов, продуманная в деталях, не станет критичной для экономики. Если будут реализованы некоторые из высказанных выше предложений, возрастет внутренний спрос, что положительно скажется на развитии многих ее секторов. И не произойдет всплеска инфляции. А появление новых долговых инструментов даст дополнительный импульс развитию финансовых рынков.