Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Инновационный процесс как объект менеджмента

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Инновационные процессы рассматриваются как процессы, пронизывающие всю научно-техническую, производственную, маркетинговую деятельность производителей и в конечном счете ориентированные на удовлетворение потребностей рынка. Важнейшим условием успеха инновации является наличие самого инноватора-энтузиаста, захваченного новой идеей и готового приложить максимум усилий, чтобы воплотить ее в жизнь… Читать ещё >

Инновационный процесс как объект менеджмента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основные понятия: «нововведения», «инновации»

Понятие «нововведение» означает прогрессивное новшество, задействованное, в динамике, которое является новым для организационной системы, принимающей и использующей ее. Слово «инновация» по смыслу идентично слову «нововведение»; оно рассматривается как развивающийся комплексный процесс создания, распространения, использования новшества, которое способствует развитию и повышению эффективности инновационной деятельности.

Под инновацией подразумевается объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.

В инновационном менеджменте можно выделить два направления.

Первое — инновация в своем развитии (жизненном цикле) меняет формы, продвигаясь от идеи до внедрения. Протекание инновационного, как и любого другого процесса, обусловлено сложным взаимодействием многих факторов.

Второе — также весьма актуальное для России движение от инновации к предпринимательству. В некоторых публикациях данная теория получила название инноватики. Уже внутри самой инноватики появились новые самостоятельные направления: формирование новшеств, сопротивление нововведениям, диффузия (распространение новшеств); адаптация к ним человека и приспособление их к человеческим потребностям; инновационные организации; выработка инновационных решений и т. д. В приведенном перечне составных частей инноватики отсутствуют некоторые важные элементы, такие, например, как рынок нововведений, инновационные стратегии. В других работах сделана попытка обобщить основные концепции инновационного развития, но некоторые их них не учтены в полной мере, в частности концепции цикличности инновационного и экономического развития, государственного регулирования инновационных процессов.

Под инновацией подразумевается объект, не просто внедренный в производство, а успешно внедренный и приносящий прибыль. По результатам проведения научного открытия он качественно отличается от предшествующего аналога. Совокупность научно-технических, технологических и организационных изменений, происходящих в процессе реализации инноваций, можно определить как инновационный процесс, а период создания, распространения и использования нововведений называют инновационным циклом.

Инновации являются объектом рассмотрения новых наук. При этом философы, исследуя инновации, делают акцент на новые знания и разрешение противоречий. Психологи прежде всего рассматривают возникающие при этом конфликты, способы их разрешения и синергетические эффекты, которых достигают команды инноваторов. В технических науках акцентируется внимание на технологической стороне изменений принципиально новых технологий. В экономической науке фиксируется не только процесс внедрения, но и широкомасштабное рентабельное использование новшества.

Й. Шумпетер в работе «Теория экономического развития» рассматривал как экономическое воздействие технического изменения. Он пытался найти в рамках производственной функции сущность инновационного предпринимательства. «Производственная функция описывает количественное изменение продукта с учетом изменений во всей совокупности воздействующих на него факторов. Если в сумме факторов мы изменим форму функции, то получим инновацию».

Мощный толчок началу серьезных исследований по инновациям и их роли в экономическом развитии дали работы Н. Кондратьева, которого известный американский экономист Питер Друккер назвал экономистом номер один ХХI века. Рассмотренные Кондратьевым большие циклы конъюнктуры (длинные волны) инициировали последующее изучение причин этих циклов и их продолжительность. Наиболее важной причиной были признаки инновации.

Идеи Кондратьева оказали сильное влияние на австрийского экономиста Й. Шумпетера, который, собственно, и стал родоначальником инноваций. В вышедшей в 1939 г. работе «Экономические циклы» и других трудах Й. Шумпетер исследовал основные понятия теории инновационных процессов. Он рассматривал нововведения как изменение технологии и управления, как новые комбинации использования ресурсов. При этом Й. Шумпетер подчеркивал роль предпринимателя в инновационном процессе. Он считал, что предприниматель является связующим звеном между изобретением и нововведением.

Существенным вкладом в развитие инновационной теории можно считать разработку российскими экономистами концепций технологических укладов. Понятие «Технологический уклад» (в современном понимании данного термина) введено в научный оборот С. Ю. Глазьевым. Оно имеет некоторую общность с рассмотренным выше понятием технологической системы, но достаточно полно исследовано применительно к российской действительности. Технологический уклад — это группы технологических совокупностей, связанные друг с другом однотипными технологическими цепями и образующие воспроизводящиеся целостности. Технологический уклад характеризуется ядром, ключевым фактором, организационно-экономическим механизмом регулирования. С. Ю. Глазьев и другие экономисты выделяют пять технологический укладов. В экономически развитых странах идет интенсивное перераспределение ресурсов из четвертого в пятый технологический уклад. В России пятый технологический уклад существует в основном в оборонных отраслях промышленности. Передача оборонных технологий в гражданский сектор осуществляется крайне медленно вследствие неотработанности, конверсии и ряда других причин.

Инновация имеет четкую ориентацию на конечный результат прикладного характера. Она всегда должна рассматриваться как сложный процесс, который обеспечивает определенный технический, социально-экономический эффект.

Применение в предпринимательской практике того или иного варианта форм организации инновационных процессов определяют три фактора:

состояние внешней среды и экономическая ситуация, тип рынка, характер конкурентной борьбы, практика государственно-монополистического регулирования ит.д.).

состояние внутренней среды данной хозяйственной системы (политическая наличие лидера-предпринимателя и команды поддержки, финансовые и материально-технические ресурсы, применяемые в технологии, размеры, сложившаяся организационная структура, внутренняя культура организации, связи с внешней средой и т. д.).

специфика самого инновационного процесса как объекта управления.

Инновационные процессы рассматриваются как процессы, пронизывающие всю научно-техническую, производственную, маркетинговую деятельность производителей и в конечном счете ориентированные на удовлетворение потребностей рынка. Важнейшим условием успеха инновации является наличие самого инноватора-энтузиаста, захваченного новой идеей и готового приложить максимум усилий, чтобы воплотить ее в жизнь, и лидера-предпринимателя, который, рискуя, взялся за проект, нашел инвестиции, организовал производство, продвинул новый товар на рынок и тем самым реализовал свой коммерческий интерес.

В последние годы многие крупные фирмы и организации с развитой рыночной экономикой были вынуждены искать пути и возможности поощрения нового поколения изобретателей и новаторов — высокоэффек-тивных внутрифирменных предпринимателей, которые изыскивают возможности для развития инициативы, разработки новой продукции, технологии освоения новых сфер деятельности с использованием внутренних ресурсов. Такое внутреннее предпринимательство в рамках крупных корпораций получило название интрапренерства.

По мнению Р. Нильсона и других, интрапренерство является методом, который может помочь организации в устранении внутренних конфликтов между интеграцией и потребностью в гибкости инновациях. Это развитие в большой организации внутренних рынков и относительно небольших и независимых подразделений. Они предназначены для того, чтобы создавать и апробировать продукты на внутренних рынках, налаживать внутри организации работу по совершенствованию продуктов, внедрению инноваций, новых технологий и методов.

Дж. Пинчот характеризует интрапренеров (внутренних предпринимателей) как «мечтателей, которые творят». Это те люди, которые берут на себя практическую ответственность за осуществление на предприятии инноваций любого рода. Интрапренер может быть созидателем или изобретателем, но он всегда остается мечтателем, который работает над тем, каким образом идею превратить в выгодную реальность.

Интрапренерство — это саморегулируемый процесс изобретателя-инициатора, его нельзя ни назначить, ни снять. Обычно это люди, обладающие энергией и стремлением довести свою идею до практических результатов, несмотря ни на какие препятствия. Внутренний предприниматель, по мнению Дж. Пинчота, с одной стороны, одинокий, справедливый индивидуум, который среди всеобщей трусости и упадка соблюдает принятые на себя обязательства, следует своему призванию и в конце концов побеждает. С другой — тип новатора, который преодолевает сопротивление всего старого и добивается того, чтобы новые идеи были приняты.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой