Теоретические основы мотивации и стимулирования работников
Если руководители не признают, что каждый работник представляет собой личность, с ее неповторимыми переживаниями и запросами, способность организации достичь намеченных целей будет поставлена под угрозу. Так как главное отличительное свойство талантливого руководителя заключается в умении создавать высокую мотивацию труда и искусство мотивирования основано на познании потребностей личности… Читать ещё >
Теоретические основы мотивации и стимулирования работников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Определение мотива и мотивация в психологической науке
Тройственность природы человека через биологический, социальный и духовный аспекты его существования, накладывает отпечаток на раскрытие понятий его потребностей и мотивов. Проблема мотивации труда может быть исследована только через изучение системы человеческих потребностей, поскольку все, что делают люди в течение жизни, имеет главную движущую причину — стремление к удовлетворению потребностей. Эта идея зависимости между качеством удовлетворения потребностей работника и эффективностью деятельности организации в целом является одной из главных в управлении персоналом.
Если руководители не признают, что каждый работник представляет собой личность, с ее неповторимыми переживаниями и запросами, способность организации достичь намеченных целей будет поставлена под угрозу. Так как главное отличительное свойство талантливого руководителя заключается в умении создавать высокую мотивацию труда и искусство мотивирования основано на познании потребностей личности, то мотивационый аспект организационного поведения персонала базируется на понимании активности человека, его потребностей, мотивов и их общей роли в мотивации трудовой деятельности.
Анализ литературы позволил обнаружить сходство во мнениях психологов в том, что потребность понимается как нужда в чем-то, как предмет удовлетворения нужды, как необходимость, как потребностное состояние. В целом, рассмотренные аспекты понятия потребность содержат непреложные факты: [4].
Потребность связана с нуждой, понимаемой как нужность, желание чего-то; она включает потребностное состояние, отражающее возникновение нужды и служащее сигналом для человека о необходимости удовлетворения возникшего желания. Возникновение потребности является механизмом, запускающим активность человека на поиск и достижение цели, которая может удовлетворить эту потребность.
Потребность является необходимым звеном в процессе самосохранения и развития организма и личности. Разделяют понятия «потребность организма» и «потребность личности», в которой участвует и интеллектуальная компонента, так как происходит ментализация потребности, т. е. осознание переживания, желания.
Руководителю необходимо знать, какие потребности побуждают трудовую активность именно этого человека, чтобы, создавая условия для их удовлетворения, решать главную свою профессиональную задачу — вызывать к жизни мотивы, делающие человека хорошим работником. [7].
Однако, сама по себе потребность, часто еще не является побуждением к деятельности. Для того, чтобы потребность «заработала» и выполнила роль движущей силы поведения, необходимо наличие «пускового механизма» в виде психологического явления, называемого мотивом.
Понятие «мотив» трактуется психологами неоднозначно и употребляется для обозначения разных явлений: инстинктивных импульсов, биологических влечений, интересов, стремлений, жизненных целей, установок, идеалов и др. Мотив «опредмечивает» потребность, находит для нее объект, пригодный для употребления. [5].
Мотив рассматривают как средство, с помощью которого личность, находясь в той или иной ситуации, объясняет, или обосновывает свое поведение, т. е. отражает свое отношение к ситуации, различным объектам внешней среды. Мотивы подвижны, поскольку в их формировании участвуют эмоции человека, его темперамент и влечения. Более стабильным элементом поведения человека, определяющим степень его готовности к совершению определенных действий, является социальная установка. Можно сказать, что понятия «мотив» и «установка» близки по смыслу, но они не синонимы.
Мотив представляет собой побуждение к действию, связанному с удовлетворением потребностей, поэтому формирование мотивации сотрудников организации осуществляют на основе изучения установок, выявления осознаваемых причин, лежащих в основе выбора определенных типов поведения.
В мотивационном процессе выделяют пять этапов.
Первый этап — возникновение и осознание побуждения, включающее в себя осознание предметного содержания побуждения. При этом побудительный аспект психического явления может и не осознаваться человеком.
Второй этап — это «принятие мотива» — внутреннее принятие побуждения, то есть идентификация его с мотивационно-смысловыми образованиями личности, соотнесение с иерархией субъективно — личностных ценностей, включение в структуру значимых отношений человека.
Третий этап — это реализация мотива, в течение которого в зависимости от конкретных условий и способов реализации может измениться психологическое содержание мотива.
При этом, мотив приобретает новые функции (удовлетворения, насыщения потребности, интереса), что приводит к переходу к следующему этапу мотивации — закреплению мотива, в результате чего он становится чертой характера.
Последний этап — актуализация потенциального побуждения, под которой имеется в виду осознаваемое или неосознаваемое проявление соответствующей черты характера в условиях внутренней или внешней необходимости, привычки или желания. Трансформация потребности в действие: тенденции, блокировки и кризисы генетического формирования мотивационных образований личности может быть представлен в виде схемы сложного процесса.
Мотивация — это сложный многоплановый процесс, на который влияют личностные ценности; цель и индивидуальные качества; усилия личности; нормы, принятые в обществе; группа, в которой трудится работник; характер руководства в организации. Однозначного определения мотивации нет, исследователи по-разному подходят к его определению.
Впервые, слово «мотивация», употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900;1910). Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных. Рассматривая мотивацию человека, как психологический феномен, ученые столкнулись со многими трудностями. Действительно, мотивацию связывают с потребностями и мотивами, мировоззрениями человека и особенностями его представления о себе, личностными особенностями и функциональными состояниями, с переживаниями, знаниями о среде и прогнозом ее изменения, с ожидаемыми последствиями и оценками других людей. [16].
Термин «мотивация» происходит от французского «мотив», что в переводе означает: побудительная причина, повод к тому или иному действию. В качестве мотива называются самые различные психологические феномены: представления и идеи, чувства и переживания (Л.И. Божович, 1968), потребности и влечения, побуждения и склонности (X. Хекхаузен, 1986), желания и хотения, привычки, мысли и чувство долга (П.А. Рудик, 1967), морально-политические установки и помыслы (А.Г. Ковалев, 1969), психические процессы, состояния и свойства личности (К.К. Платонов, 1986), предметы внешнего мира (А.Н. Леонтьев, 1971, 1975), установки (А. Маслоу, 1954) и даже условия существования (В.К. Вилюнас, 1990).
А.Н. Леонтьев так определяет мотив: «В самом потребностном состоянии субъекта предмет, который способен удовлетворить потребность, жестко не записан. До своего первого удовлетворения потребность „не знает“ своего предмета, он ещё должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет — свою побудительную и направляющую деятельность функцию, то есть становится мотивом». [22].
Мотив — это побуждение к действию. Так, Ж. Годфруа определяет мотив как «соображение, по которому субъект должен действовать». [8].
Х. Хекхаузен, определяя мотив, указывает на «динамический» момент направленности действия «на определенные целевые состояния, которые независимо от их специфики всегда содержат в себе динамический момент и которые субъект стремится достичь, какие бы разнообразные средства и пути к этому ни вели». Иначе говоря, мотив понимается как «желаемое целевое состояние в рамках отношения «индивид — среда». [44].
По мнению А. Н. Леонтьева, генетически исходным для человеческой деятельности является несовпадение мотивов и целей. В отличие от целей, мотивы актуально не осознаются субъектом. При этом, они находят свое психическое отражение в форме эмоциональной окраски действий (то есть придают действию личностный смысл).
Развитие человеческой деятельности ведет к раздвоению функций мотивов. Одни мотивы, побуждая деятельность, придают ей личностный смысл (смыслообразующие мотивы), другие, выполняя роль побудительных факторов, лишены смыслообразующих функций (мотивы-стимулы).
Деятельность человека направляется не одним мотивом, а их совокупностью. При этом можно выделить внутренние мотивы и внешние мотивы. [40].
В основе внутренних мотивов лежат потребности человека, его эмоции, интересы.
К внешним мотивам относятся цели, исходящие из ситуации (факторы Среды).
Совокупность внутренних и внешних мотивов определенным образом организуется и составляет мотивационную сферу личности. Главные отношения, характеризующие мотивационную сферу личности, — отношения иерархии мотивов.
А. Маслоу выстроил иерархию мотивов по степени их близости к удовлетворению витальных потребностей. Иерархия фундаментальных потребностей следующая: [26].
физиологические потребности (пища, вода, сон и т. п.);
потребность в безопасности (стабильность, порядок);
потребности в любви и принадлежности (семья, дружба);
потребность в уважении (самоуважение, признание);
потребность в самоактуализации (развитие способностей).
А.Н. Леонтьев считает данную попытку построения иерархии неудачной. Он считает, что иерархические отношения между мотивами являются релятивными (относительными) и определяются складывающимися связями деятельности субъекта. При этом, смыслообразующие мотивы, всегда занимают более высокое место в иерархии мотивов. [22].
В настоящее время мотивация, как психическое явление трактуется по-разному.
как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т. е. определяющих поведение (К. Мадсен; Ж. Годфруа, 1992),.
как совокупность мотивов (К.К. Платонов, 1986),.
как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность.
как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М.Ш. Магомед-Эминов, 1998),.
как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (И.А. Джидарьян, 1976),.
как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (В.К. Вилюнас, 1990).
Отсюда, все определения мотивации, можно отнести к двум направлениям. Первое рассматривает мотивацию со структурных позиций, как совокупность факторов или мотивов. Второе направление рассматривает мотивацию не как статичное, а как динамичное образование, как процесс, механизм.
В обобщенное видение сложного понятия «мотивация» входят: процесс побуждения, состояние личности, совокупность мотивов, психическая регуляция, побуждение и деятельность, осуществление конкретных видов деятельности, процесс формирования мотива, сопряжение целей организации и целей работника, побудительная сила поведения, побуждение к трудовой деятельности, совокупность внутренних и внешних движущих сил.
Мотивация как функция управления — это процесс, с помощью которого работники организации побуждаются действовать так, как было запланировано, поскольку успех организации в определенной мере зависит от того, насколько эффективно действуют участники производственного процесса. [14].
Таким образом, мотивацию в организации можно трактовать как побуждение членов организации к действию. При этом, мотивация представляет собой, с одной стороны, побуждение, навязанное индивидам извне, а с другой — это самопобуждение.