Описание существующей системы управления запасами
В 2001 году было израсходовано меньше всего щебня, т.к. ЗАО «Петерасфальт» располагало только одним заводом, а в июле 2002 года был введен в эксплуатацию второй завод, что позволило увеличить объемы реализации продукции. За 2006 год было продано больше всего асфальтобетонной смеси. В 2003 году компания израсходовала на производство асфальтобетонных смесей 192 917,18 тн щебня по сравнению… Читать ещё >
Описание существующей системы управления запасами (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Необходимым условием выполнения планов по производству продукции, снижению её себестоимости, росту прибыли, рентабельности является полное и своевременное обеспечение предприятия сырьём и материалами необходимого ассортимента и качества.
Рост потребности предприятия в материальных ресурсах может быть удовлетворён экстенсивным путём (приобретением или изготовлением большего количества материалов и энергии) или интенсивным (более экономным использованием имеющихся запасов в процессе производства продукции).
Материальные затраты имеют наибольший удельный вес в текущих затратах на производство в большинстве отраслей производственной сферы. От того, как на предприятии осуществляется процесс материально-технического снабжения и контроль за соблюдением режима экономии, зависят наиболее важные показатели работы предприятия — объём производства, его рентабельность, а также финансовое состояние и ликвидность.
ЗАО «Петерасфальт» является торгово-производственной компанией. Сферой деятельности компании является производство и реализация асфальтобетонных смесей. Продажа продукции осуществляется непосредственно с заводов, которые одновременно являются и торговыми точками компании.
Фирма занимает на рынке серединное положение, т. е. она реализует продукцию по средним ценам и имеет не самый большой и не самый маленький объем реализации продукции. Основной упор в работе фирмы делается на реализацию только качественной продукции, для этого разработана система контроля качества, при продаже асфальтобетонных смесей всегда имеются все необходимые сертификаты качества.
Потребность в материально-технических ресурсах определяется отделом закупок на основе заказов отдела продаж и данных по исследованию рынка, полученных от отдела маркетинга. Отдел продаж и маркетинга проверяет заказы с точки зрения возможного рынка сбыта, соответствия техническим условиям и имеющихся товарных запасов. Затем разрабатывается план закупок для того, чтобы производство получало сырье по мере его необходимости. План закупок разрабатывается после изучения рынка сырья. Основным критерием выбора наиболее подходящих поставщиков служат их надежность, качество продукции, цены, возможные финансовые льготы. Особое значение уделяется условиям поставки и формам расчета за приобретенную продукцию.
Поставщиками ЗАО «Петерасфальт» являются крупные компании, работающие в сфере дорожного строительства: ООО «Дорстройснаб», ООО «Регионснаб», ООО «Петро-Ойл», ООО «Евро-Трейд», ООО «Союз-Гранит», ООО «Импульс-М», ООО «Санкт-Петербургская Транспортная компания», ООО «Центрнеруд», ООО «Гранит СПб», ООО «Кондор», ОАО «Перспектива», ЗАО «Щебсервис +». Сотрудничество с данными компаниями позволяет предоставить клиентам ЗАО «Петерасфальт» стабильное качество продукции и непрерывность поставок.
Целью процесса управления запасами является обеспечение производства материальными ресурсами, соответствующими установленным требованиям. ЗАО «Петерасфальт» осуществляет снабжение материальными ресурсами на основании договоров. Объектами запасов ЗАО «Петерасфальт» являются:
Инертно-строительные материалы (щебень, асфальтобетонная крошка),.
Нефтепродукты (битум),.
Минеральные вещества (минеральный порошок).
Рассмотрим Алгоритм процесса управления запасами, а также порядок приема, списания, прохождения документации и условия хранения сырья в организации ЗАО «Петерасфальт».
Прием материалов на производство осуществляется следующим образом. Материально ответственное лицо — начальник производства, который может доназначить себе в помощь диспетчера или дежурного по ночному приему материалов.
Прием битума: диспетчер принимает в дневное время, дежурный — в ночное время. Фактическое количество битума определяется рабочими по меркам внутри машины и сверяется с количеством по накладной, информация передается лицу, который делает соответствующую отметку о приемке товара в накладной. Диспетчер также следит за соответствием качества доставленного материала заказанному по информации, полученной от главного диспетчера. В конце дня рабочие по меркам замеряют остатки битума, соотносят с остатками на утро, расходом на производство и приходом за день. Информация по остаткам на конец дня передается главному диспетчеру.
Прием минерального порошка: процедура такая же, как и по битуму. Фактическое количество материала определяется путем взвешивания машины с товаром на весах и машины порожней.
Прием щебня, асфальтобетонной крошки: первоначальную раскредитацию производит курьер, в обязанности которого это включено. Приезжает на станцию, сверяет количество прибывших вагонов сопроводительной накладной. После оформления документов сообщает на завод, какой материал, в каком количестве и когда будет подан на площадку (склад). Ответственный за выгрузку перед началом выгрузки проводит осмотр всех вагонов, визуально оценивает соответствие заявленных объемов фактическим, а также проверяет соответствие качества и фракций в вагонах информации в накладной.
Списание материалов происходит следующим образом: экономический отдел предоставляет бухгалтерии нормы списания материалов на основании существующих рецептов с учетом потерь при разгрузке — перемещении и естественной влажности щебня (не менее 5%). Фактическое списание материалов осуществляет экономический отдел на основании распечатки компьютера завода и информации от начальника лаборатории об использованных рецептах в приготовлении выпущенной за период асфальтобетонной смеси.
В ЗАО «Петерасфальт» в настоящее время существует следующий порядок прохождения документации по получению материалов. При поступлении материалов от поставщиков на производство железнодорожным или автомобильным транспортом материально-ответственное лицо (МОЛ) принимает груз по железнодорожным или товарно-транспортным накладным (ТТН), проверяет соответствие количества и качества поступившего груза записям в ТТН. Если количество и качество груза соответствует ТТН, МОЛ ставит отметку (штамп и подпись на ТТН о принятии груза от поставщика (перевозчика). В случаи несоответствия количества и качества поступившего груза данным, указанным в ТТН, составляется Акт или делается отметка на ТТН. С поступивших на производство за день (сутки) ТТН снимается копия, а оригиналы документов утром следующего дня с сопроводительной запиской передаются курьеру для передачи в экономический отдел. Экономический отдел проверяет правильность оформления ТТН, вносит изменения в ведомость кредиторской задолженности и на следующий день передает ТТН по реестру в Бухгалтерию. Начальник ОМТС в течение 7 дней с даты отгрузки предоставляет в Бухгалтерию оригиналы счетов-фактур и других документов.
Пятого числа месяца, следующего за отчетным, бухгалтерия составляет ведомость на каждое МОЛ, в котором отражаются остатки материалов на начало отчетного месяца и поступившие материалы за отчетный месяц. Материально ответственные лица проверяют правильность составления ведомости товарно-материальных ценностей по копиям ТТН и товарных накладных и производят списание отпущенных в производство материалов за отчетный месяц по Акту установленного образца. Ведомость (материальный отчет) с отметкой производства и подписью Материально ответственного лица вместе с Актом передается в бухгалтерию в течение 3-х дней после получения. Акт проверяется Главным бухгалтером и утверждается Генеральным директором. На основании Акта в бухгалтерском учете отражается списание материалов, отпущенных в производство.
В состав предприятия ЗАО «Петерасфальт» входят две производственные площадки, расположенные промзоне «Парнас» и на Октябрьской набережной. Транспортировка материалов производится непосредственно на площадки предприятия, там же происходит их складирование и хранение.
Битум хранится в специализируемых подогреваемых битумных емкостях вместимостью по 50 тн. На производственной площадке «Парнас» находятся 5 битумных емкостей, а на второй производственной площадке 4 емкости. Следовательно общая вместимость их составляет 450 тн. Щебень складируется в непосредственной близости от завода на асфальтированной площадке, исключая тем самым загрязнение и перемешивание между породами и фракциями. На площадке может храниться 90 тыс. тн (50 тн на «Парнасе» и 40 тн на Октябрьской набережной).
Минеральный порошок хранится в специализированных силосных башнях с возможностью дозирования, объемом по 100 тн на каждой производственной площадке (всего 200 тн).
Асфальтобетонная крошка складируется так же как щебень на асфальтированной площадке вблизи дробильного оборудования.
Таким образом, процесс управления запасами материальных ресурсов имеет ограничения по объему складирования.
Результаты анализа существующего процесса управления запасами показывают, что на предприятии ЗАО «Петерасфальт» отсутствует целевой подход к формированию и хранению запасов. Также имеет место дифицит сырья в сезонность процесса потребления, т. е. необходимо налаживать отношения с постоянными поставщиками материальных ресурсов. Необходимость в дополнительном персонале отдела материально-технического снабжения. Основной проблемой можно назвать нехватку или наоборот излишек запасов, таким образом весьма актуальной становится задача оптимизации материальных запасов, т.к. заниженные запасы материальных ресурсов могут привести к убыткам, связанным с простоями, неудовлетворенным спросом и, следовательно, к потере прибыли, а также потере потенциальных покупателей продукции; а с другой стороны, накопление излишних материальных запасов связывает оборотный капитал предприятия, уменьшая возможность его выгодного альтернативного использования и замедляя его оборот, что отражается на величине общих издержек производства и финансовых результатах деятельности предприятия. Экономический ущерб наносит как значительное наличие запасов, так них недостаточное количество. Актуальность проблемы оптимизации материальных запасов предприятия и эффективного управления ими обусловлена тем, что состояние запасов оказывает определяющее влияние на конкурентоспособность предприятия, его финансовое состояние и финансовые результаты. Обеспечить высокий уровень качества продукции и надежность ее поставок потребителям невозможно без создания оптимальной величины запаса готовой продукции, а также запасов сырья, материалов, необходимых для непрерывного и ритмичного функционирования производственного процесса.
Решение проблемы повышения эффективности управления материальными запасами в современной экономической среде требует перехода от традиционных методов управления к логистическим, позволяющим включить управление запасами в состав основных направлений активно осуществляемой предприятием стратегии своего рыночного поведения. В связи с этим особую актуальность приобретает создание методического инструментария, позволяющего количественно оценивать, анализировать и прогнозировать различные варианты формирования стратегии управления запасами. Чтобы разобраться какие методы подходят, а какие — нет, рассмотрим номенклатурную позицию предприятия. На Рис. 2.1. показана емкость петербургского рынка по производству асфальта, которая по оценкам специалистов составляет 3,2 млн тн в год, ЗАО «Петерасфальт» совместно с ООО «Эн Си Си — Индустрии» занимает 15%.
Рис. 2.1 — Рынок производства асфальта в Санкт-Петербурге:
Таким образом, примерно 7,5% от всей емкости рынка по производству асфальта приходиться на ЗАО «Петерасфальт», что составляет 240 000 тн в год.
Специфика асфальтобетонного производства заключается в том, что:
- 1. Производство асфальта — это сезонная работа. ЗАО «Петерасфальт» выпускает свою продукцию с мая по ноябрь месяц включительно. Оставшееся время заводы ремонтируются;
- 2. Ограниченность номенклатуры используемых материалов. Для производства асфальтобетонной смеси необходимы щебень, а/б крошка, битум, минеральный порошок, и отсутствие какого-либо из этих материалов может привести к остановке производства, исходя из чего, широко применяемые в рыночной экономике методы АВС и XYZ и КLM анализа не подходят;
- 3. На все материалы существуют ограничения на размер поставки. Поставка щебня и а/б крошки производится железнодорожным транспортом (вертушками), который может вместить в себя 60 тн щебня или а/б крошки. Поставка битума производиться битумовозами, которые имеют ограничения по емкости. Минеральный порошок поставляется цементовозами, емкость которых ограничена;
- 4. На все материалы существуют ограничения на размер хранения. Битум хранится в специализируемых подогреваемых битумных емкостях вместимостью по 50 тн. На производственной площадке «Парнас» находятся 5 битумных емкостей, а на второй производственной площадке 4 емкости. Следовательно, общая вместимость их составляет 450 тн. Щебень складируется в непосредственной близости от завода на асфальтированной площадке, исключая тем самым загрязнение и перемешивание между породами и фракциями. Минеральный порошок хранится в специализированных силосных башнях с возможностью дозирования, объемом по 100 тн на каждой производственной площадке (всего 200 тн). Асфальтобетонная крошка складируется так же как щебень на асфальтированной площадке вблизи дробильного оборудования. Таким образом, процесс управления запасами материальных ресурсов имеет ограничения по объему складирования.
Исходя из специфики производства, можно сделать вывод, что модель управления запасами едина для всей номенклатуры материалов, и выбор ее можно произвести по любой номенклатурной позиции. Для выбора этой позиции рассмотрим процентное содержание материалов в основных рецептурах предприятия. На 1 тн мелкозернистого асфальта, который используют в верхних слоях дорожных покрытий приходится:
- — 49% щебня фракции 5−20;
- — 41% щебня фракции 0−5;
- — 5% битума;
- — 5% минерального порошка.
На 1 тн крупнозернистого асфальта, который изготавливается на основе гранитного щебня и используется в нижних слоях дорожных покрытий приходится:
Рисунок 2.2:
Для приготовления песчаной смеси, которая используется для укладки на тротуары используется:
- — 74% щебня фракции 0−5;
- — 13% щебня фракции 5−20;
- — 7% битума;
- — 6% минерального порошка.
В отдельных случаях по специальному рецепту для укладки нижнего слоя дорожного покрытия используется производство асфальта на основе а/б фрезерованной крошки, которая получается с помощью гранулятора, который дробит куски асфальтобетонного лома во фракционные материалы, содержащие битум, минеральный порошок и дробленный щебень. Процентное содержание такой смеси выглядит следующим образом:
Крошка — 40%;
Щебень фракции 5−20 — 36%;
Щебень фракции 20−40 — 20%;
Битум — 4%.
Таблица 2.1 — Процентное содержание материалов по рецептам на 1 тн.:
Рецепт №. | Щебень ф 0−5. | Щебень ф 5−20. | Битум. | Мин порошок. | Щебень ф 20−40. | Крошка. |
41%. | 49%. | 5%. | 5%. | ; | ; | |
35%. | 35%. | 5%. | 5%. | 20%. | ; | |
74%. | 13%. | 7%. | 6%. | ; | ; | |
; | 36%. | 4%. | ; | 20%. | 40%. |
Из приведенной таблицы можно сделать вывод, что наибольший удельный вес занимает щебень различных фракций в зависимости от марки и типа смеси, следовательно модель управления запасами произведем на примере щебня. Щебень — это неорганический зернистый сыпучий материал с зернами крупностью св. 5 мм, получаемый дроблением горных пород, гравия и валунов, попутно добываемых вскрышных и вмещающих пород или некондиционных отходов горных предприятий по переработке руд (черных, цветных и редких металлов металлургической промышленности) и неметаллических ископаемых других отраслей промышленности и последующим рассевом продуктов дробления. В различных рецептурах используется щебень от фракции 0−5 до фракции 20−40. Так как ЗАО «Петерасфальт» имеет свою дробильно-сортировочную установку, с помощью которой можно дробить инертно-строительные материалы на любые фракции (размер), то в целях экономии ЗАО «Петерасфальт» закупает щебень большей фракции 20−40 и благодаря дробильно-сортировочной установке получает щебень размера соответствующего рецепту. Основным поставщиком щебня этой фракции в настоящее время является ООО «СПб Транспортная компания», которое предлагает нам качественный щебень по цене 387,00 руб/тн.
Учитывая сезонность производства, проанализируем расход щебня по карточкам складского учета за 2001;2003 гг.
Рисунок 2.3 Динамика расхода щебня в период с 2004;2006 гг.:
В 2001 году было израсходовано меньше всего щебня, т.к. ЗАО «Петерасфальт» располагало только одним заводом, а в июле 2002 года был введен в эксплуатацию второй завод, что позволило увеличить объемы реализации продукции. За 2006 год было продано больше всего асфальтобетонной смеси. В 2003 году компания израсходовала на производство асфальтобетонных смесей 192 917,18 тн щебня по сравнению с предыдущими годами. В 2003 году ЗАО «Петерасфальт» планирует израсходовать на производство примерно 180 000 тн щебня. Для сопоставимости данных Таблицы необходимо исключить из рассмотрения 2002 год, так как в этом году был введен в эксплуатацию второй завод. Рассмотрим динамику за 2001 и 2003 гг. Ежемесячный расход из-за разного количества дней в месяце не дает сопоставимых данных по месяцу. Наиболее точными будут данные по среднесуточному расходу щебня по месяцам за 2001 и 2003 гг. Анализируя данные 2004 года нужно сказать, что среднесуточный расход щебня по месяцам непредсказуем, наблюдается очень большой разброс показателей по месяца. Допустим, в мае 2001 года среднесуточный расход щебня фракции 20−40 составлял 65,5 тн/сут (4,8%), в августе 249,7 тн/сут (18,29%), т. е. расход щебня вырос почти в 4 раза, а уже в октябре месяце среднесуточный расход составил 346,9 тн/сут (25,41%). Таким образом расход щебня в 2001 году варьировался от 65,5 до 346,9 тн/сут с разбросом в 281,4 тн. Подобные скачки наблюдаются и в 2003 году, когда среднесуточный расход щебня в в августе был 1332,88 тн/сут, что составляет 21,13% от годового расхода щебня, а в ноябре упал до 333,77 тн/сут, что составляет 5,29%.
Как сказал анализ, проведенный методами механического сглаживания (3-х и 5-ти членные скользящие средние, 3-х и 5-ти членные средние приросты) и аналитического выравнивания по методу наименьших квадратов (рассматривалась линейная функция, парабола 2-го порядка и гипербола), в данном случае использование статистических методов неприемлемо. Хотя гипотеза «имеется тренд» и подтвердилась, но аппроксимация исследуемого процесса хороших результатов не дает: наименьшую остаточную дисперсию ряда дает гипербола, однако она очень высока (33%).
Как показывает рисунок 2.5. и программа анализа рядов динамики среднесуточный расход щебня в зависимости от месяца различен, это объясняется тем, что погодные условия в мае недостаточны, чтобы заниматься укладкой и реставрацией дорожных покрытий, следовательно, в мае месяце расход щебня незначителен, а в середине сезона погодные условия благоприятствуют дорожно-строительным работам, следовательно, расход щебня увеличивается пропорционально спросу на продукцию.
Среднесуточный спрос на продукцию даже на ближайший месяц спрогнозировать очень тяжело, даже невозможно, так как нельзя предугадать погодные условия и предсказать поведение подрядчиков. Фактически заявки на поставку а/б смеси подаются подрядчиками за день — два до поставки, иногда и в день поставки. Поэтому ЗАО «Петерасфальт» должно ежедневно отслеживать расход материала, постоянно пополнять его по мере необходимости и следить за тем, чтобы не было простоев производства.
В целом, сложно разработать оптимальную систему управления запасами, т.к. это требует сложных аналитических исследований и контроля за ними. Можно использовать метод, рассмотренный в 1 главе, управления запасами с ограничениями складских помещений, либо обобщенную модель.
Исследование деятельности анализируемого строительного предприятия показало, что величина запасов предприятия в денежном выражении существенна и, скорее всего, излишня. Анализ материального обеспечения производства выявил, что интенсивность использования материальных ресурсов нестабильна. При наличии сверхнормативных запасов по ряду наименований предприятие имеет и дефицитные материалы. Все это свидетельствует о необходимости рационализации управления запасами на предприятии.