Проектировочный расчет кронштейна навески элерона
Исходными данными для расчета являются: Р — нагрузка, приложенная в точке крепления осивращения управляемой поверхности, L — расстояние от точки приложения силы Р до плоскости крепления кронштейна на продольном силовом элементе КСС, Нк — максимальная высота кронштейна в плоскости крепления (по условию предыдущей расчетно-графической работы). Выполнить проектировочный расчет кронштейна навески… Читать ещё >
Проектировочный расчет кронштейна навески элерона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ЗАДАНИЕ. Выполнить проектировочный расчет кронштейна навески элерона
Выполнить проектировочный расчет кронштейна навески элерона, рассчитать его геометрические и силовые параметры, выполнить оптимизацию конструкции с целью снижения массы (при этом коэффициент запаса прочности должен удовлетворять требования, предъявленные к авиационным конструкциям).
РАСЧЕТНЫЕ ДАННЫЕ
Исходными данными для расчета являются: Р — нагрузка, приложенная в точке крепления осивращения управляемой поверхности, L — расстояние от точки приложения силы Р до плоскости крепления кронштейна на продольном силовом элементе КСС, Нк — максимальная высота кронштейна в плоскости крепления (по условию предыдущей расчетно-графической работы).
L=0,18 м;
Нк=0,28 м;
Материал узла: АК4;
Коэффициент концентрации напряжений — нагрузка переменная (циклическая).
РАСЧЕТ
В качестве материала, из которого изготовлена вся конструкция задан алюминиевый сплав АК4. Характеристики материала см. в таблице 1.
Таблица 1 Характеристики сплава АК4
ув,. | Е. | 0,2. | фв. | с. | |||||
МПа. | кГ/мм2. | МПа. | кГ/мм2. | МПа. | кГ/мм2. | МПа. | кГ/мм2. | кГ/м3. | Г/см3. |
2,77. |
Поскольку кронштейн предназначен для навески на него элерона, в нем применяется шарнирный подшипник по ГОСТ 3635–78.
По каталогу подшипников согласно заданной нагрузке выбирается подшипник ШЛТ8.
Использовать данный подшипник предпочтительнее, чем аналогичный ЕШ10, указанный в каталоге ГОСТ, поскольку вышеуказанный подшипник имеет меньшую массу (0,008 кГ, против 0,012 кГ у аналога и имеет больший угол поворотапротив соответсвенно).
Схему подшипника см. на рис. 1. Характеристики подшипника приведены в таблице 2.
Рис. 1 Шарнирный подшипник
Таблица 2 Характеристики подшипника
D. | d. | B. | C. | r. | r1. | Масса. | б. |
мм. | кГ. | Град. | |||||
0,5. | 0,3. | 0,008. |
Диаметр болта выбирается по внутреннему диаметру подшиника.
Учитывая стандартные диаметры болтов, выбираем болт диаметром 8 мм по ГОСТ 7798–70 (см. рис. 2), в третьем исполнении, с отверстием под шплинт. Характеристики болта см. в таблице 3.
Рис. 2 Соединительный болт
Таблица 3 Характеристики соединительного болта.
d. | K. | b. | р | е. | s. | d3. | l1. | L. |
мм. | ||||||||
5,3. | 1,25. | 14,2. |
Соединения рассчитывают, исходя из размеров подшипника.
Рис. 3 Подвижное соединение
Наружный диаметр проушины:
Где: Dпнаружный диаметр подшипника =17 мм. (см. табл. 2);
eширина перемычки. Для алюминиевого сплава АК4 при нагрузке от 10 000 до 36 000 Н составляет 14 мм.
Высота проушины:
Где: Впвысота подшипника (см. таблицу 2);
а=0,2 мм, для подшипников с наружным диаметром 2030 мм.
По окончании построений контура ушка определяется длина замыкающего болта по формуле:
где: — высота проушины;
— толщина вилки (принимаем за половину толщины уха~ 4);
— толщина шайбы =1 мм (количество шайб- 2);
— высота корончатой гайки (по ГОСТ 5932–73, исполнение 2) = 9,5 мм (характеристики гайки см. рис. 7, характеристики гайки см. в таблице 3);
— запас нарезной части болта (выступание над гайкой), который примерно равен удвоенному шагу резьбы = 2,5 мм.
Рис. 4 Корончатая гайка
Таблица 3 Характеристики корончатой гайки
d. | s. | p. | e. | h. | m. | n. |
мм. | ||||||
1,25. | 13,2. | 9,5. | 6,5. | 2,5. |
Учитывая стандартные размеры, для соединения выбираем болт длиной L=30 мм по ГОСТ 7798–70. Контрение осуществляется шплинтом ГОСТ 397–79.
Рис. 5 Кронштейн с ушковым элементом
Толщина в сечении А-А (см. рис.):
В целях снижения массы и металлоемкости кронштейна максимальная высота корпуса принята за половину высоты плоскости крепления, составляющая, таким образом, 140 мм.
Толщина стенки кронштейна в сечении В-В (см. рис 5) равна:
Толщина стенки в сечении Б-Б:
Ширина пояса в сечении В-В:
Толщина стенки кронштейна принимается как большее значение (но не минимально возможное по технологии изготовления) в двух расчетных сечениях: наименьшей строительной высоты (сечение Б-Б) и на наибольших действующих напряжений на краю отверстия облегчения (сечение В-В).
Толщина пояса кронштейна равна:
Диаметр болтов, служащих для крепления кронштейнов определяется по действиющему усилию .
Где hкрепл.- расстояние между болтами по оис ОY, определяемое как:
Sразмер головки болта «под ключ»;
Согласно расчетной разрушающей нагрузке выбирается болт (материал болтасталь 30ХГСА) диаметром 8 мм по ГОСТ 7798–70 в первом исполнении (см. рис. 2). Характеристики болта приведены в таблице 4.
Таблица 4 Характеристики крепежного болта
d. | k. | b. | р | е. | s. | L. |
мм. | ||||||
5,3. | 1,25. | 14,2. |
Рис. 6 Крепление кронштейна к стенке
Длина болта определится как:
Где: = -толщина бобышки на подошве кронштейна (см. рис 6); Sст.- толщина стенки, по предыдущей задаче = 2,5; - толщина шайбы = 1 мм (количество шайб-2); - высота гайки = 6,5 мм по ГОСТ 5915–70; - запас нарезной части болта (выступание над гайкой), который примерно равен удвоенному шагу резьбы = 2,5 мм.
Учитывая стандартные размеры, для соединения выбираем болт длиной L=20 мм по ГОСТ 7798–70. Контрение болта осуществляется кернением. Толщина подошвы определится как:
Где: б=1,4- коэффициент, учитывающий виды нагружения подошвы;
dбдиаметр болта;
nбколичество болтов;
в кроншт.- передел прочности материала кронштейна.
Дальнейший расчет и оптимизация производятся в САПР T-Flex.
Рис. 7 Предварительный общий вид кронштейна
Выполняется расчет кронштейна на прочность, согласно условиям задания. Расчет производится методом конечных элементов.
Рис. 8 Разбивка кронштейна на конечные элементы
Рис. 9 Результат расчета
Коэффициент запаса прочности равен 2,9. Конструкция обладает излишней прочностью. Масса ее при этом составляет 1,598 кГ.
Дальнейшие мероприятия направлены на уменьшене массы кронштейна и приближения его весовых характеристик к авиационным конструкциям.
Рис. 10 Результаты расчета после оптимизации
Производится изъятие лишнего материала, грани сглаживаются (снимаеются концентраторы напряжений и уменьшается масса). При этом коэффициент запаса прочности составляет 1,45.
Масса конструкции- 1,407 кГ, что на 0,191 кГ меньше, чем у исходного образца.
Рис. 11 Оптимизированный кронштейн
Кронштейн навески элерона: