Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Правовое регулирование малого и среднего бизнеса в РФ

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при образовании, деятельности и прекращении деятельности кооперативов, осуществляющих производство, переработку, сбыт промышленной и иной продукции, торговлю, строительство, бытовое и иные виды обслуживания, добычу полезных ископаемых, других природных ресурсов, сбор и переработку вторичного сырья, проведение научно-исследовательских… Читать ещё >

Правовое регулирование малого и среднего бизнеса в РФ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Согласно ст. 2 Федерального закона N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [4] нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации основывается на Конституции РФ и осуществляется этим же ФЗ, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

Анализ предмета регулирования и содержания Федерального закона N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» позволяет сделать вывод о том, что специальные нормативно-правовые акты о малом и среднем предпринимательстве следует отнести к сфере административного законодательства, которое согласно ст. 72 Конституции РФ относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Следовательно, вопросы развития малого и среднего предпринимательства призваны регулировать как федеральное, так и региональное законодательство. С учетом этого обстоятельства охарактеризуем основные нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы развития малого и среднего предпринимательства:

I. Конституция РФ [1], которая закрепляет общие принципы правового регулирования предпринимательской деятельности, устанавливает минимум гарантий прав и интересов участников предпринимательских правоотношений, который не может быть ограничен, закрепляет предметы ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

В числе статей, относящихся к малому и среднему предпринимательству, можно назвать:

Статья № 8:

  • 1) В РФ гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
  • 2) В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Статья № 9:

Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Статья № 34:

  • 1) Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности.
  • 2) Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Данные статьи регламентируют свободу предпринимательской деятельности и поддерживают конкуренцию, что является неотъемлемым рычагом развития рынка; признают равенство форм собственности перед законом и как следствие исключают монополию.

Статья № 35:

  • 1. Право частной собственности охраняется законом.
  • 2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Статья № 36:

  • 1) Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
  • 2) Владение, пользование и распоряжение землёй и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Настоящие статьи закрепляют право частной собственности на имущество и свободу действий с ним в рамках закона, что, несомненно, является положительным моментом для сектора малого и среднего бизнеса.

II. Федеральный закон N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и другие федеральные законы. Правовые основы деятельности малого и среднего предпринимательства во многом определяются Гражданским кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ, КоАП РФ и др.

Помимо кодифицированных актов издано значительное число иных федеральных законов, регулирующих предпринимательскую деятельность:

  • А) федеральные законы, устанавливающие государственные требования к организации и осуществлению предпринимательской деятельности:
    • — ФЗ от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [5];

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров — единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

В силу отнесения таких организационно-правовых форм, как ООО и ЗАО к сфере малого и среднего бизнеса, учредителями которых являются юридические лица, и индивидуальных предпринимателей так же, данный закон является актуальным.

— ФЗ от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» [6];

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.

Многие из видов деятельности, требующих лицензии согласно гл. 2 ст.12 ФЗ № 99 относятся к сектору малого и среднего бизнеса. Это говорит о том, что данный сектор тесно связан с вышеназванным законом.

— ФЗ от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании» [7];

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:

  • а) разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее — продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
  • б) разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
  • в) оценке соответствия.

Данный закон регулирует и проверяет на соответствие техническим требованиям качества здания, сооружения, продукцию, порядок её производства и реализации, эксплуатацию средств предприятия, услуги и т. д., что естественным образом имеет место быть в сфере малого и среднего предпринимательства.

— ФЗ от 8 августа 2001 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» [8];

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Настоящим Федеральным законом устанавливаются:

  • а) порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
  • б) порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок;
  • в) права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок;
  • г) права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов. Внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающейся проверок субъектов предпринимательской деятельности;

Названный закон позволяет защитить предпринимателей от чрезмерного административного давления. Он очень важен для руководителей и владельцев малого и среднего бизнеса, потому что они должны знать свои права и обязанности в ходе государственных проверок.

  • — ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса» — этот закон направлен на поддержку предприятий малого бизнеса путём создания более благоприятных условий для применения ими специальных налоговых режимов, таких как:
  • — система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) — глава 26 НК РФ;

Переход на уплату единого сельскохозяйственного налога индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты НДФЛ, НДС (за исключением ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога уплатой единого сельскохозяйственного налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности индивидуальных предпринимателей за налоговый период.

— упрощенная система налогообложения — глава 26 НК РФ;

Система позволяет заменить несколько налогов (НДС, налог на прибыль, имущество) единым налогом. В налоговую инспекцию заполняется и сдается лишь одна декларация по единому налогу. Предприниматель получает право не вести бухгалтерский учет, кроме учета нематериальных активов и основных средств.

— система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности — глава 26 НК РФ;

В данном случае предпринимателю доступно упрощенное ведение бухгалтерского и налогового учета. Он обязуется платить фиксированную сумму налога, независимо ни от чего. Так же возможно сочетать УСН, ОСН по отношению к другим видам осуществляемой предпринимательской деятельности. НДФЛ уменьшается на сумму страховых взносов, вносимых в ПФР.

— система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции — глава 26 НК РФ.

Данный налоговый режим предусматривает замену уплаты совокупности налогов и сборов, за исключением тех, которые предусмотрены пунктом 7 статьи 346.35 НК, и освобождает:

от уплаты региональных и местных налогов (по решению соответствующего законодательного (представительного) органа государственной власти или представительного органа местного самоуправления);

налога на имущество организаций в отношении основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат которые находятся на балансе налогоплательщика и используются исключительно для осуществления деятельности, предусмотренной соглашениями;

таможенных пошлин;

транспортного налога (при условии использования имущества и транспорта исключительно для работ по соглашению).

  • Б) федеральные законы, определяющие основные принципы рыночной экономики:
    • — ФЗ от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции» [11];

Настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

  • а) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
  • б) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Данный закон имеет прямое отношение к малому бизнесу, так как юридические лица и индивидуальные предприниматели являются теми самыми участниками рынка, которые создают конкуренцию. Конкуренция же есть основа развития рынка.

— Закон РФ от 20 февраля 1992 года N 2383−1 «О товарных биржах и биржевой торговле» [12];

Настоящий Закон направлен на урегулирование отношений по созданию и деятельности товарных бирж, биржевой торговли и обеспечение правовых гарантий для деятельности на товарных биржах.

Так как участниками биржевой торговли могут выступать представители малого и среднего бизнеса, текущий закон будет оказывать на них непосредственное влияние и накладывать определённые правила.

  • В) федеральные законы, устанавливающие правовое положение хозяйствующих субъектов:
    • — ФЗ от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» [14];

В соответствии со ст. 92 ФЗ «Об АО» и п. 8.1.1. Положения о раскрытии информации ЗАО в случае публичного размещения облигаций или иных ценных бумаг обязано раскрывать информацию в форме:

  • а) годового отчета акционерного общества;
  • б) годовой бухгалтерской отчетности акционерного общества;
  • в) устава и иных внутренних документов акционерного общества, регулирующих деятельность его органов;
  • г) сведений об аффилированных лицах акционерного общества.

Ввиду отнесения ЗАО к сфере среднего бизнеса, можно утверждать, что данный ФЗ так же имеет к отношение к данному сектору. Вследствие эмиссии ЗАО акций для определённого круга лиц, в силу вступают все те же правила и обязательства, что и для АО.

— ФЗ от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» [15];

Настоящий Федеральный закон определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации правовое положение общества с ограниченной ответственностью, права и обязанности его участников, порядок создания, реорганизации и ликвидации общества.

ООО является малым предприятием, поэтому ФЗ № 14 является одним из главных и имеет прямое отношение к малому бизнесу, устанавливая масштаб, права и обязанности участников, порядок учреждения общества, обязательные реквизиты документов, создание устава, распределение долей, а так же чистой прибыли, аспекты управления, реорганизацию, ликвидацию и т. д.

— ФЗ от 8 мая 1996 года N 41-ФЗ «О производственных кооперативах» [16];

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при образовании, деятельности и прекращении деятельности кооперативов, осуществляющих производство, переработку, сбыт промышленной и иной продукции, торговлю, строительство, бытовое и иные виды обслуживания, добычу полезных ископаемых, других природных ресурсов, сбор и переработку вторичного сырья, проведение научно-исследовательских, проектно-конструкторских работ, а также оказывающих медицинские, правовые, маркетинговые и другие, не запрещенные законом виды услуг.

Производственный кооператив является организацией малого бизнеса, так как соответствует всем четырём его критериям: численность персонала, размер УК, величина активов и объём оборота, так же требует регистрации. Из этого следует, что ФЗ № 41 относится к сфере малого бизнеса.

— ФЗ от 22.07.2008 № 159 «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства» [17];

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества.

III. Иные нормативно-правовые акты Российской Федерации, принимаемые в соответствии с перечисленными федеральными законами. Видимо законодатель имеет в виду федеральные подзаконные акты, особое место среди которых должны занять федеральные программы развития малого и среднего предпринимательства, утверждаемые Правительством РФ. К числу федеральных подзаконных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность в настоящее время, относятся также:

1) Указы Президента РФ;

Например:

— Указ Президента РФ от 04.04.1996 N 491 (ред. от 06.01.1999) «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации») [18];

Данный указ устанавливает поддержку малого предпринимательства важнейшей задачей государственной политики, направленной на создание благоприятных условий для развития инициативы граждан Российской Федерации; устанавливает инвестиционную политику малого предпринимательства, его финансирование; порядок регистрации, а так же налогообложение.

2) Постановления Правительства РФ;

Например:

— Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 года N 584 «Об утверждении положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества» [21].

Это постановление позволяет приобретать государственную собственность предприятиям малого и среднего бизнеса.

— Постановление Правительства РФ от 9 февраля 2013 г. N 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» [22].

Согласно данного постановления имеет место быть ограничение по выручке для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

микропредприятия — 60 млн рублей;

малые предприятия — 400 млн рублей;

средние предприятия — 1 млрд рублей.

IV. Законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ, которые издаются законодательными и исполнительными органами субъектов РФ в пределах установленной ст.71−73 Конституции РФ компетенции и не могут противоречить федеральному законодательству. Комментируемые статьи четко указывают на необходимость принятия в каждом субъекте РФ не только специального закона, регулирующего вопросы развития малого и среднего предпринимательства, но и соответствующей региональной программы. Например:

— Согласно Постановлению Правительства Ленинградской области 06.02.2009 была создана Долгосрочная целевая программа «Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области на 2009;2013 годы» .

Данная программа создаёт условия для устойчивого функционирования и развития малого и среднего предпринимательства, увеличения его вклада в решение задач социально-экономического развития Ленинградской области.

— Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28.08.2007 N 1059 о создании некоммерческой организации «Фонд содействия кредитованию малого бизнеса» [23].

Названный фонд в свою очередь расширяет доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам; имеет своей целью организацию и осуществление инновационных программ и проектов, направленных на создание инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге.

— Распоряжение № 396-р от 13.05.2008 Правительства Санкт-Петербурга Об утверждении специальной программы «Бизнес-инкубатор» [24].

Значение этой программы состоит в оказании имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства путем предоставления им на льготных условиях нежилых помещений бизнес-инкубаторов и комплекса услуг на безвозмездной основе.

Вывод:

Таким образом необходимо отметить, что малый бизнес в России уже имеет довольно широкую правовую основу, но и она недостаточна. Проблема состоит в том, что она ограниченна и принятые правовые нормы не реализуются, что делает нецелесообразным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов.

На данном этапе развития малого бизнеса в качестве основных проблем можно выделить пока еще несовершенное законодательство; бюрократизм и коррупцию, которые поразили всю Россию; развитие среди субъектов малого бизнеса в основном торгово-посреднических фирм; неравномерность и непредсказуемость развития всей экономики, как в территориальном плане, так и во временном; недостаточность и недоработанность правовой базы. Можно наблюдать огромное количество принятых нормативно-правовых актов, законов разного уровня, постановлений, указов, приказов и т. д., основной проблемой которых является непроработанность. Частое уклонение российских граждан от закона доказывает это.

Вследствие всего вышесказанного среди основных проблем малого предпринимательства, определяющих недостаточный уровень его развития в России, можно выделить следующие:

низкая доступность банковского кредитования;

недостаток помещений/высокая арендная плата;

изношенность оборудования (особенно у производственных предприятий); недостаток квалифицированных кадров; трудности выхода на внешние рынки и ведения экспортной деятельности;

недостаточность или низкая доступность общеэкономических и специализированных консультаций;

высокие административные барьеры на входе на рынок при организации нового предприятия и уже при ведении текущей деятельности;

высокий уровень налогообложения и усложненность налогового учета;

отсутствие заинтересованности властей местного уровня в развитии малого бизнеса на управляемой ими территории.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой