Планирование аудита.
Последовательность, основные этапы проведения аудита
Планирование необходимо для получения существенной информации о бизнесе клиента и понимания систем учета и внутреннего контроля; оценки степени риска, в том числе риска материальных ошибок, который не может быть предотвращен системой внутреннего контроля клиентов; определения природы, времени и объема аудиторской работы. Отсюда аудитор должен разработать и документально оформить полный план… Читать ещё >
Планирование аудита. Последовательность, основные этапы проведения аудита (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Для проведения аудита финансовой отчетности на должном уровне необходимо тщательное планирование процесса аудита. Планирование аудита основано на соответствующих требованиях стандартов и условиях договорных отношений, оформленных письмом — обязательством или другой подходящей формой договора.
Планирование аудита — один из обязательных этапов, который заключается в определении стратегии и тактики аудита, объема проверки, составлении общего плана, разработке программы и конкретных аудиторских процедур.
Планируя аудит, следует всегда помнить об одном из важных его принципов, то есть планировать с учетом профессионального скептицизма, признавая, что всегда могут существовать обстоятельства, которые могут вызвать существенные искажения финансовой отчетности.
Аудитор должен разработать и документально оформить общий план аудита с описанием предполагаемого масштаба и характера проведения аудита. Несмотря на то, что текст общего плана аудита должен быть достаточно детальным для того, чтобы служить руководством в разработке программы аудита, его форма и содержание могут меняться в зависимости от размеров субъекта, сложности аудита, специфической методологии и технологии, используемых аудитором.
Типичные процедуры планирования:
рассмотрение основы бизнеса клиента с целью выявления потенциальных проблем, имеющих место в данном бизнесе, которые могут повлиять на работу аудитора;
проанализировать изменения законодательства и определить, как это может повлиять на финансовую отчетность;
сделать обзор проблем, которые возникли при аудите за предыдущий период с целью определения их влияния на текущий период;
оценить, какая работа проделана внутренними аудиторами, и как ее можно использовать в работе по текущему аудиту финансовой отчетности;
оценить, есть ли необходимость в привлечении к проведению аудита экспертов и других аудиторов;
определить, какое количество помощников, соответственно какой квалификации и на какое количество времени понадобится для аудита;
определить и обсудить с клиентом те процедуры, при которых необходима совместная координация действий.
Основное руководство для аудитора по планированию содержится в Международных стандартах аудита 300 «Планирование»: МСА 310 «Знание бизнеса», МСА 320 «Существенность в аудите».
В этих стандартах определяются следующие понятия: аудит проверок, вопросы понимания аудитором бизнеса клиента, также дается трактовка концепции существенности в аудите.
Планирование необходимо для получения существенной информации о бизнесе клиента и понимания систем учета и внутреннего контроля; оценки степени риска, в том числе риска материальных ошибок, который не может быть предотвращен системой внутреннего контроля клиентов; определения природы, времени и объема аудиторской работы. Отсюда аудитор должен разработать и документально оформить полный план аудита с описанием предполагаемого масштаба и характера проведения аудита.
В казахстанском стандарте по аудиту 7 «Планирование» также подчеркивается необходимость планирования аудитором своей работы по проверке таким образом, чтобы была эффективна, качественна и выполнена к помеченному сроку.
Аудитор может обсудить элементы общего плана с руководством и персоналом клиента для совершенствования и действенности проводимого аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала клиента. Однако общий аудиторский план остается объектом непосредственно аудиторской ответственности.
Общий план проверки должен быть составлен аудитором так, чтобы он предусматривал: приобретение знаний о деятельности клиента, о принятой им учетной политике и системе внутреннего контроля; установление ожидаемого доверия внутреннему аудиту; определение и программирование содержания, времени проведения и объема аудиторских процедур, подлежащих выполнению; координацию выполняемой работы.
Чтобы получить знания о деятельности клиента, аудитору необходимо предусмотреть изучение годовых отчетов клиента на собраниях и заседаниях совета директоров, внутренних финансовых отчетов руководства за текущий и препятствующий период, рабочих аудиторских бумаг предшествующего года, обзорных материалов о состоянии экономики и ее воздействии на деятельность клиента, особенностей предприятия, его хозяйственной и финансовой деятельности.
При составлении общего плана ожидаемого масштаба работ по проведению аудита аудитору целесообразно также рассмотреть следующие вопросы: условия контракта и установленные законом положения об ответственности аудитора; определение наиболее важных вопросов проводимого аудита; работа внутренних аудиторов и масштабы их вовлечения в аудит и т. д.
В таблице, расположенной ниже, приведены примерные вопросы, которые должны быть рассмотрены аудитором при составлении общего плана аудита согласно МСА.
Вопросы для подготовки общего плана аудита.
Основные вопросы аудита. | Содержание основных вопросов аудита. |
Знание бизнеса. | Основные экономические факторы, оказывающие воздействие на бизнес, и состояние отрасли, в которой функционирует аудируемое предприятие. Важнейшие характеристики организации, бизнеса, ее финансовое состояние; порядок составления отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предыдущей аудиторской проверки. Общий уровень способностей (компетенции) управляющих. |
Понимание систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. | Учетная политика, принятая организацией, и произошедшие в ней изменения Эффект от нововведений в области бухгалтерского учета и аудита. Совокупные знания аудитора относительно систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также ожидаемый эффект от применяемых контрольных тестов и процедур по существу. |
Риск и существенность. | Ожидаемые оценки внутрихозяйственного риска и риска системы контроля; определение исходя из первых, приоритетных (существенных), областей аудита. Разработка и установление уровней существенности для конкретных задач проверки. Наличие возможности существенных искажений, в том числе с учетом опыта прошлых периодов, либо мошенничества (подлога). Установление сложных областей учета, в том числе тех из них, которые содержат учетные оценки. |
Характер, сроки и масштаб аудиторских процедур | Возможное изменение акцентов в специфических областях аудита. Эффект от использования информационных технологий в аудите. Возможность использования при внешнем аудите результатов работы внутреннего аудита, что оказывает воздействие на применяемые аудиторские процедуры. |
Координирование, управление и контроль. | Привлечение других аудиторов при проведении аудита филиалов, обособленных подразделений компании. Использование работы экспертов. Учет местонахождения подразделений аудиторской фирмы. Соблюдение требований, предъявляемых к персоналу аудиторской организации. |
Иные вопросы. | Вероятность того, что аудируемое предприятие окажется не в состоянии продолжать свою хозяйственную деятельность в обозримом будущем. Моменты, требующие особого внимания, например наличие взаимосвязанных сторон Условия письма-обязательства и любые установленные законом требования. Характер и сроки отчетов, иные дого-ворные условия, требующие выполнения. |
Наряду с составлением общего плана работы аудитор должен разработать и документально оформить программу, определяющую характер, сроки и объем запланированных процедур аудита, требующихся для того, чтобы выполнить полный, план. Она представляет собой серию инструкций для помощников аудитора, вовлеченных в аудит, а также средство контроля за качеством выполнения работы.
Содержание программы аудита. Специфика предприятия, объем и сложность работы по его проверке каждый раз требуют определения четкой последовательности шагов при проведении аудита и правильного распределения обязанностей между аудиторами, если проверку проводят несколько специалистов. С этой целью руководителем бригады составляется программа проверки в которой указывается:
- — цель аудита. Целями аудита могут быть: экспертиза оценки состояния учета, проверка достоверности показателей годовой финансовой отчетности, разработка мероприятий по укреплению финансовой устойчивости предприятия и т. д.;
- — основные участки работы предприятия и объекты учета, подлежащие проверке. В программе проверки указываются те участки работы, которые будут исследованы в ходе аудита. Надо, во-первых, отметить наиболее важные участки, имеющие определенные значения для финансово-хозяйственной деятельности предприятия и формирования ее результатов. И, во-вторых, надо указать, что другие участки работы предприятия, будучи нужными и полезными, решающего влияния на результаты деятельности не оказывают;
- — характер проверки (сплошная, выборочная, визуальная и т. д.);
- — закрепление обязанностей за членами бригады. Если проверку осуществляет бригада аудиторов, то следует заранее определить, какие участки возьмет тот или иной аудитор;
- — предполагаемая продолжительность проверки. Продолжительность аудиторской проверки может быть различной, однако практика показывает, что 2-недельная интенсивная работа приносит не менее точные и полезные результаты, нежели растянутые во времени на долгие недели.
Планирование состава и численности аудиторской группы. Прежде всего определяется уровень квалификации и опыта сотрудников аудиторской фирмы. Для наглядности можно использовать рейтинговую оценку знаний и опыта каждого специалиста. При этом в качестве условной единицы опыта используются знания и опыт, которыми обладает специалист, возглавляющий аудиторскую группу, — руководитель проекта.
Руководителем проекта может быть специалист, имеющий аттестат аудитора и опыт работы не менее пяти лет в качестве аудитора. Такие требования объясняются тем, что руководитель проекта должен организовать проведение проверки и контролировать деятельность персонала, участвующего в ней.
Заместитель руководителя проекта — это специалист, имеющий аттестат аудитора и опыт работы (3 года — 5 лет) в качестве аудитора, способный в необходимых случаях заменить руководителя проекта.
Специалисты:
а) специалисты-эксперты, привлекаемые для проверки участков, которые носят специфический характер:
специалист-финансист — для проведения финансового анализа и прогнозирования финансовой ситуации;
специалист по налогообложению и налоговому планированию — для проверки правильности исчисления налогов и пр.;
специалист-юрист — для проверки учета контрактов, договоров и порядка ведения претензионно-исковой работы;
специалист по работе с ценными бумагами — для проверки операций с ценными бумагами;
другие специалисты — для проверки других направлений деятельности предприятия-заказчика.
Эти специалисты должны иметь опыт работы (3 года — 5 лет) по своему роду деятельности;
б) специалисты-аудиторы — для проверки операций бухгалтерского учета.
Эти специалисты должны иметь опыт работы (1 год — 3 года) в области бухгалтерского учета и аудита, ревизорской или инспекторской работы;
в) вспомогательный персонал — для решения остальных вопросов, связанных с деятельностью аудиторской группы во время проверки.
Конкретный персональный состав зависит как от вида проверки, так и от полученной на предыдущих этапах оценки объема необходимых аудиторских процедур, аудиторских и других рисков, времени, необходимого для проверки, и ряда других факторов (характер бизнеса заказчика, сфера и специфика его деятельности, организационно-штатная структура, объем учетной и отчетной информации, система бухгалтерского учета и отчетности, уровень внутреннего аудиторского и состояние финансового контроля).
Конкретный персональный состав в обязательном порядке должен быть избран из числа независимых специалистов, принимающих участие в проверке, и согласован с руководством предприятия-заказчика.
Ниже в таблице представлены примерные составы аудиторских групп при соответствующих видах проверок.
Примерные составы аудиторских групп при проведении различных видов проверок.
Виды проводимых работ. | Вид деятельности клиента. | Состав аудиторской группы. | ||
Количество. | Специалисты. | Итого. | ||
Аудиторская проверка. | Промышленные предприятия (производители товаров, работ). | Не менее семи человек. | Аудитор и специалисты-эксперты. | Аудиторы — 4, специалисты других специальностей — 3 (юрист, финансист, специалист по налогам), специалист по информационным системам — 1. |
Предприятия (организации) другого вида деятельности (производители услуг). | Не менее четырех человек. | Аудиторы и специалисты-эксперты. | Аудиторы — 2, специалисты других специальностей — 1 (юрист), специалист по информационным системам — 1. | |
Выборочная проверка. | Предприятия (организации) любого вида деятельности. | В зависимости от предмета проверки и объема выборки, но не менее трех человек. | Аудиторы и специалисты-эксперты. | Определяется в зависимости от условий договора. |
Тематическая проверка. | Предприятия (организации) любого вида деятельности. | По тематике проверки. | Аудиторы и специалисты-эксперты. | Определяется в зависимости от условий договора. |
Комплексная проверка. | Предприятия (организации) любого вида деятельности. | В зависимости от предмета проверки и объема операции по предмету по предмету, но не менее четырех человек. | Аудиторы и специалисты-эксперты. | Определяется в зависимости от условий договора. |
Рассмотрим подробнее обязанности специалиста-финансиста, специалиста по налогообложению и налоговому планированию, специалиста-юриста, участвующих в аудиторской проверке.
Задача специалиста-финансиста — проведение финансового анализа предприятия-заказчика и разработка финансового плана (или уточнение финансового плана при его наличии у предприятия-заказчика на момент начала проверки).
Результатом деятельности специалиста-финансиста должны стать выводы о финансовой деятельности предприятия-заказчика (финансовое заключение), которые войдут в отчет (заключение) аудиторской группы. Эти выводы содержат финансовый анализ деятельности предприятия-заказчика; кроме того, они могут включать в себя оценку финансового плана.
Задача специалиста по налогообложению и налоговому планированию — проанализировать правильность исчисления налогооблагаемой базы и исчисления налогов, правильность применения льгот в разрезе видов налогов (при наличии льгот), возможность применения льгот в разрезе видов налогов (при отсутствии льгот), а также правильность расчетов по налогам и сборам.
Результатом работы этого специалиста должны стать выводы по налогам, сборам и отчислениям, которые являются частью аудиторского заключения (аудиторского отчета).
Задача специалиста-юриста — анализ договорной и претензионно-исковой работы предприятия-заказчика.
Результат его работы — выводы, которые должны стать частью заключения (отчета) аудиторской группы. При проведении юридического анализа договорной работы следует обратить особое внимание на наличие журнала регистрации, первых экземпляров договоров (контрактов) в юридическом отделе, бланка согласования договора с различными службами предприятия-заказчика, а также типовых форм договоров.
Отсутствие в юридическом отделе заказчика первых экземпляров договоров с необходимыми реквизитами (подлинными печатями и подписями сторон) существенно усложняет претензионно-исковую работу и саму деятельность предприятия.
При проведении юридического анализа претензионно-исковой работы следует установить, ведется ли журнал претензий и исков; осуществляется ли учет исков по временному и материальному критериям; учитываются ли иски, решенные в пользу предприятия; проводится ли анализ допущенных ранее нарушений для последующего составления (исправления) типовых договоров.
Методика контрольно-ревизионной диагностики в ходе планирования аудита и ревизии. Концепция контрольно-ревизионной диагностики (КРД) как самостоятельного инструмента экономического контроля, была разработана отечественным ученым, теоретиком и практиком в области ревизии и контроля В. Ю. Кундротасом. Так, в своей работе, со ссылкой на взгляды таких видных ученых в области контроля, как Д. И. Аленчиков, А. Пеньков он отмечал, что нет необходимости при каждой ревизии одинаково детально проверять все участки и виды деятельности предприятия (как это зачастую имеет место на практике). Наиболее глубокой проверке должны подвергаться неблагополучные участки в работе данного предприятия, мешающие его нормальной деятельности.
Задача подготовительной работы ревизора, по его мнению, должна состоять в выявлении в максимальной степени этих неблагополучных участков и определении основного направления ревизии именно для данного конкретного предприятия. Еще до выезда на место ревизии ревизор должен «…выяснить его слабые стороны (подчеркнуто автором, — В.К.) и наиболее существенные недостатки».
Согласно В. Ю. Кундротасу, КРД определяется как «…поиск состояний, сигнализирующих о наличии нерационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов в деятельности экономического объекта и, особенно, недостач, хищений, приписок в межревизионном периоде, а также процедуры и средства локализации этих негативных явлений.».
КРД должна решать следующие основные задачи:
прогноз нерационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов в доревизионном периоде экономического контроля за деятельностью экономического объекта;
качественная проверка «узких» мест во время проведения проверки.
Полученные в ходе применения КРД результаты должны дать возможность с большой степенью вероятности определить, какие «узкие» места в деятельности ревизуемой организации необходимо подвергать особенно тщательной (сплошной) проверке.
Отечественный исследователь правильно отметил тот факт, что зачастую при проведении проверки проверяющим не удается выделить самое существенное, они «тонут» в изобилии проверяемых фактов. В результате этого главные вопросы, серьезные причины недостатков в работе проверяемого предприятия остаются не вскрытыми.
Интересно заметить, что, согласно взглядам ученого, свою главную и решающую роль КРД должна играть на этапе планирования проверки.
Таким образом, планирование представляет собой определяющий этап любой (в том числе аудиторской) проверки.