Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Предмет и метод бухгалтерского учета

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Хозяйственные операции представляют собой факты хозяйственной жизни, экономические события, совершающиеся на предприятии и связанные с движением его имущества, собственного и заемного капитала. Это движение происходит при осуществлении хозяйственных процессов, составляющих основу функционирования предприятия. Хозяйственный процесс в самом общем виде представляет взаимодействие трех слагаемых… Читать ещё >

Предмет и метод бухгалтерского учета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации. Он организуется в рамках отдельных хозяйствующих субъектов, является сплошным и непрерывным, строго документирован, использует специальные приемы и способы учета.

Бухгалтерский учет как экономическая наука имеет свой предмет и метод.

Предметом бухгалтерского учета являются наличие и движение активов, источники их формирования и использования в виде собственного капитала и кредиторской задолженности, а также полученные результаты деятельности экономического субъекта. Соответственно, бухгалтерский учет, будучи одной из экономических наук, общим предметом которых является познание производственных отношений, определяет границы своего применения содержанием его предмета.

Содержание предмета раскрывается в экономической сущности учитываемых объектов.

Объектами бухгалтерского учета выступают внеоборотные, оборотные и отвлеченные активы, собственный и заемный капитал, а также хозяйственные операции, характеризующие процесс их кругооборота.

Активом в бухгалтерском учете считаются хозяйственные средства, в какой бы форме они не были выражены, если они находятся под контролем организации в результате прошлых событий ее деятельности с целью получения экономической выгоды в результате предполагаемого использования в будущем.

Внеоборотные и оборотные активы в основе своей состоят из движимого и недвижимого имущества и различных видов дебиторской задолженности.

Текущая деятельность организации возможна, если она располагает определенным размером собственных и заемных средств, соотношение которых зависит как от вида ее деятельности, так и финансовой устойчивости. Каждая из групп в составе указанных средств имеет достаточно сложную структуру. Это объясняется не только указанными выше причинами, но и степенью их использования.

Внеоборотные активы (иммобилизованные средства) состоят из материальных и нематериальных «неосязаемых» основных фондов, нематериальных активов (деловая репутация, организационные расходы и т. п.), затрат в незавершенном строительстве, долгосрочных финансовых вложений и пр.

Оборотные активы включают производственные запасы, денежные средства, дебиторскую задолженность, краткосрочные финансовые вложения и т. д.

Перечень оборотных активов в составе имущества экономического субъекта является наиболее широким. Это наиболее ликвидные активы, поскольку постоянно находятся в цикле превращения их в денежные средства. Ту часть оборотных активов, которую легко преобразовать в наличные средства, принято называть легкореализуемыми активами. Помимо денежных средств в кассе и на счетах в банках, к ним относятся ценные бумаги и различные виды дебиторской задолженности. По сравнению с ними затраты в незавершенном производстве и запасы товарно-материальных ценностей представляют собой труднореализуемые оборотные активы.

Отвлеченные активы — это специфический вид активов экономического субъекта, определяемый исходя из его места в воспроизводстве валового внутреннего продукта. Они представляют собой сумму средств, безвозвратно изымаемую из прибыли (платежи в бюджет в виде налогов, сборов и т. д.) либо направляемую в связи с целевым характером ее использования во внебюджетные фонды в виде единого социального налога. Поэтому указанные средства отвлечены от участия в текущей деятельности организации.

Убытки — разновидность отвлеченных активов. Их наличие характеризует прямые потери, «проедание» имущества как результат неэффективного управления организацией. Убытки могут быть следствием непредвиденных форс-мажорных обстоятельств (стихийных бедствий, пожаров, наводнений и т. п., а также политических потрясений — революций, забастовок и пр.). Источники образования активов организации также имеют достаточно сложную структуру. В немалой степени такая структура связана с формированием права собственности соответствующих юридических лиц (полные хозяйственные товарищества, товарищества на вере, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью, акционерные общества, государственные и муниципальные унитарные предприятия, производственные кооперативы или некоммерческие организации).

Собственный капитал образует состав источников формирования отдельных видов активов. Этот состав включает уставный (складочный) капитал, уставный фонд государственных и муниципальных предприятий и организаций, добавочный и резервный капитал, прибыль, а также средства целевого финансирования и поступлений.

Заемный капитал с учетом сроков привлечения рассматривается как долгосрочный и краткосрочный капитал. Он выступает в виде кредитов и займов банков, иных кредитных учреждений, предприятий и организаций, поставщиков и подрядчиков, а также непогашенных обязательств по воспроизводству и распределению валового внутреннего продукта перед:

  • — персоналом организации — по оплате труда и приравненным к ней платежам;
  • — внебюджетными фондами — по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд содействия занятости и др.;
  • — бюджетом — по налогам и прочим платежам.

Взаимосвязь между отдельными видами активов и источниками их формирования осуществляется посредством хозяйственных операций, оформленных документально с соблюдением определенных требований. Данная взаимосвязь может ограничиваться только имуществом экономического субъекта или источниками его образования, или тем и другим одновременно.

Хозяйственные операции представляют собой факты хозяйственной жизни, экономические события, совершающиеся на предприятии и связанные с движением его имущества, собственного и заемного капитала. Это движение происходит при осуществлении хозяйственных процессов, составляющих основу функционирования предприятия. Хозяйственный процесс в самом общем виде представляет взаимодействие трех слагаемых: средств труда (машин, оборудования), предметов труда (сырья, материалов) и живого труда (рабочей силы).

Сами же хозяйственные процессы — снабжение, производство и продажа — состоят из отдельных хозяйственных операций, в целом формируют кругооборот капитала.

Познание сущности предмета достигается через познание содержания его метода.

Диалектический метод — определяющий метод познания экономических явлений и основа научного мышления во всех областях экономической науки.

Разработка на данной основе метода бухгалтерского учета получает конкретное выражение в совокупности его слагаемых (способов, приемов). Их применение дает возможность, опираясь на законы диалектики, регистрировать и обобщать факты хозяйственной жизни, представляя ее как результат единства противоположностей.

В процессе познания сущности предмета используются также дедуктивный и индуктивный методы исследования. Хотя в процессе отражения хозяйственной деятельности экономического субъекта имеет место сочетание обоих методов, тем не менее в большей степени применяется индуктивный. Это связано с тем, что хозяйственные операции вначале раскрывают содержание микропроцессов, а уже затем происходят их группировка и обобщение.

Наряду с указанными общепринятыми методами в экономической науке бухгалтерский учет располагает своими специфическими приемами, обусловленными сущностью самого предмета, а также поставленными перед ними задачами и требованиями. Все это предопределяет необходимость глубокого осмысления и понимания системы приемок, способов, составляющих основу и содержание метода бухгалтерского учета.

Составляющими метода бухгалтерского учета является:

  • — документация и инвентаризация;
  • — оценка и калькуляция;
  • — счета и двойная запись;
  • — балансовое обобщение;
  • — отчетность.

Если рассматривать технологию формирования и обобщения учетной информации как последовательность четко регламентированных этапов в виде первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности организации, то вполне логично предположить, что каждому из этих этапов должны быть присущи свои специфические способы.

Однако хозяйственная деятельность экономических субъектов показывает, что и в условиях четко налаженного контроля за регистрацией хозяйственных операций не представляется возможным в полном объеме решить эту задачу. Ряд хозяйственных операций нельзя документально оформить в момент их совершения. Например, некоторые товарно-материальные ценности в силу своих физико-химических свойств имеют тенденцию к усушке, распылу, улетучиванию, бою. Это неизбежная естественная убыль. На такие ценности в установленном порядке должны быть нормы потерь. В других случаях потери, недостачи возникают из-за небрежности в работе материально ответственных и иных лиц, халатности, наличия преднамеренных и непреднамеренных ошибок, обмана, а иногда и прямого мошенничества. Выявить и оформить такие факты, установить размер отклонений относительно информации, зафиксированной в первичных документах и отраженной в учете, становится возможным только при обнаружении этих фактов в процессе проведения инвентаризации путем проверки средств в натуре, а также состояния расчетов с другими организациями. Одновременно решается задача проверки и документального подтверждения фактического наличия имущества. Следовательно, инвентаризация является продолжением документации. Она дополняет и уточняет достоверность данных текущего бухгалтерского учета и годовой бухгалтерской отчетности. С ее помощью обеспечивается организация более четкого контроля за наличием и движением имущества и источников его формирования, работой материально ответственных лиц.

Хозяйственные операции затрагивают объекты учета, имеющие разные единицы измерения.

Одни из них имеют весовые измерители (кг, т), другие — объемные (м3), третьи — меры длины и площади (см, м, м2, погонные метры), четвертые — меры счета (штуки). Все они представляют собой натуральные измерители и распространяются на товарно-материальные ценности. Причем каждый из измерителей используется только для отражения в учете характеристики однородных предметов.

Затраты труда имеют трудовые измерители (минуты, часы, дни) и характеризуют количество затраченного рабочего времени.

Трудовые измерители применяются как самостоятельно, так и, чаще всего, в сочетании с натуральными измерителями. Например, сколько времени затрачено на изготовление единицы продукции. В то же время трудовые измерители применяются при расчете тех показателей, содержание которых связано с использованием рабочего времени (производительность труда, нормы выработки и т. п.).

Нередко возникает необходимость в исчислении эффективности проводимых мероприятий, результатов работы, когда наряду с натуральными и трудовыми измерителями требуется применить сводные (обобщающие) показатели. С этой целью в бухгалтерском учете применяется способ, называемый оценкой. С его помощью осуществляется перевод натуральных и трудовых измерителей в денежный (стоимостный) измеритель.

Оценка имущества, приобретенного за плату, производится путем сложения фактически понесенных затрат на его покупку. Имущество, полученное на безвозмездной основе, принимается к учету по рыночной стоимости на дату оприходования. Имущество, произведенное самим экономическим субъектом, оценивается в сумме фактических затрат на его изготовление. Фактические затраты на изготовление конкретного объекта включают:

  • — расходы на его приобретение (рыночная цена или цена, установленная экспертным путем);
  • — проценты, уплаченные за предоставленный коммерческий кредит;
  • — наценки (надбавки);
  • — комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным организациям;
  • — таможенные пошлины, таможенные сборы и иные платежи;
  • — расходы на транспортировку;
  • — расходы на хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций.

Приобретение активов в качестве финансовых вложений принимается к учету в — сумме фактических расходов, включающих:

  • — суммы, уплачиваемые продавцу исходя из условий, предусмотренных в договоре;
  • — суммы, уплачиваемые организациям и иным лицам за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением финансовых вложений;
  • — вознаграждения, уплачиваемые посреднику за услуги по приобретению финансовых вложений;
  • — другие суммы, непосредственно имеющие отношение к расходам по приобретению указанных активов.

Текущая рыночная стоимость объекта формируется на основе цены, действующей на дату его оприходования, подтвержденной документально или экспертным путем.

Причем величина цены не находится под влиянием каких-либо чрезвычайных обстоятельств, могущих оказать влияние на ее формирование. Имеется в виду, что объект оценки представлен на рынке в форме публичной оферты, между участниками сделки не имело принуждения к совершению сделки с чьей-либо стороны и т. п.

В случаях, предусмотренных действующим законодательством, оценка объекта, в том числе повторная, может проведена оценщиком по постановлению суда или по решению уполномоченного органа. При отпуске материально производственных запасов на производственные и иные цели их оценка может осуществляться по одному из следующих методов:

  • — по себестоимости каждой единицы, сложившейся на момент приобретения;
  • — по средней себестоимости;
  • — по себестоимости первых по времени приобретения таких запасов;
  • — по себестоимости последних по времени их приобретения (метод ЛИФО).

Оценка товаров на предприятиях розничной торговли может быть принята в учете по одному из двух вариантов:

  • — по розничным продажным ценам с использованием в текущем учете обособленного счета «Торговая наценка»;
  • — по покупной стоимости без использования данного счета в текущем учете.

Применение других методов оценки, в том числе путем резервирования, допускается, если это предусмотрено действующим законодательством и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета. Таким образом, основным правилом оценки в отечественном учете, кстати, прямо вытекающим из базового принципа бухгалтерского учета — принципа непрерывности функционирующего предприятия, является правило оценки приобретаемого соответствующего вида имущества в сумме фактических затрат на покупку.

Валютные счета организаций и операции в иностранной валюте показываются в бухгалтерском учете в рублях путем пересчета этой валюты по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату совершения операции.

В рамках временного фактора в отечественном учете наибольшее применение получили первые два. Метод оценки на основе прошлых событий, рассматриваемый как метод первоначальной (исторической) стоимости, широкое применение имел в недалеком прошлом в условии стабильных цен. Изменение их имело место только на государственном уровне.

Признание оценки по времени настоящего периода рассматривается как рыночная стоимость. Отражение ее в текущем учете показывается исходя из соблюдения принципа осмотрительности, нередко называемого «принципом осторожности», предусматривающего при наличии нескольких оценок в отношении стоимости одного и того же актива выбор более низкой оценки. Такой вариант предполагает, что более низкий порог оценки стоимости конкретного объекта организация определяет сама, а более высокий устанавливает рынок.

Независимо от сущности рассмотренных выше признаков, обусловливающих разнообразие применяемых оценок отдельных активов, в основе каждого из них должны лежать принципы реальности и единства.

Использование принципа реальности обеспечивает объективное соответствие денежного выражения определенного актива величине заключенного в нем живого и Овеществленного труда, составляющего его себестоимость.

Принцип единства предусматривает единообразный подход в установлении оценки отдельных объектов учета разными организациями и отражение ими в своих учетных политиках при общем соблюдении принципа осторожности. Поэтому соблюдение принципа реальности и единства оценки имеет важное значение. В основе ее лежит фактическая себестоимость объектов бухгалтерского учета, верхний предел которой зависит от общественно необходимых издержек, определяемых спросом и предложением.

Фактическая себестоимость объектов бухгалтерского учета исчисляется путем соизмерения и обобщения прошлого овеществленного и живого труда.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой