Анализ влияния факторов на изменение себестоимости автотранспортных перевозок
С увеличением показателей первой группы растет производительность подвижного состава без повышения пробегов, что способствует снижению переменных и постоянных затрат на тонно-километр. Причем рост производительности подвижного состава опережает рост переменных затрат, поскольку увеличение грузоподъемности или применение прицепов вызывают незначительный рост затрат на топливо, смазочные материалы… Читать ещё >
Анализ влияния факторов на изменение себестоимости автотранспортных перевозок (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Цель анализа себестоимости продукции заключается в выявлении путей повышения эффективности использования ресурсов в процессе производства и реализации продукции, работ, услуг [21,c.281].
Основными задачами анализа себестоимости продукции (работ, услуг) являются:
объективная оценка выполнения плана по себестоимости и ее изменения относительно прошлых отчетных периодов, а также соблюдения действующего законодательства, договорной и финансовой дисциплины;
исследование причин, вызвавших отклонение показателей от их плановых значений;
обеспечение центров ответственности по затратам необходимой информацией для оперативного управления формированием себестоимости продукции;
содействие выработке оптимальной величины плановых затрат, плановых и нормативных калькуляций на отдельные изделия и виды продукции;
выявление и сводный подсчет резервов снижения затрат на производство и реализацию продукции [6,c.289].
Изменение себестоимости перевозок зависит от двух групп факторов:
Факторов, обусловивших отчетное значение общей сумы расходов;
Факторов, определивших отчетный объем перевозок (тоннокилометры, пассажирокилометры, платные километры пробега).
Влияние этих факторов обуславливается различными, зачастую не связанными между собой причинами. Например, возросло среднесписочное число автомобилей большей грузоподъемности, что способствовало одновременно изменению структуры автомобильного парка. Следствием стало увеличение сумм амортизационных отчислений, затрат на топливо, техническое обслуживание и т. д. Однако одновременно могло ухудшиться использование автомобилей на линии по времени, возросли простои в ожидании отгрузки и разгрузки. И то и другое способствовали изменению себестоимости, но между собой данные причины были не связаны.
Поэтому при анализе себестоимости определяют раздельное влияние общей суммы затрат и объема выполненной работы, а затем уже в каждой группе факторов проводят детализацию, направленную на выявление конкретных причин, вызвавших изменение себестоимости.
Общее процентное отклонение себестоимости определяется как: [5,c. 276 ].
S % = (*100 = Sз + Sp (1.1).
где влияние на себестоимость относительного отклонения по общей сумме затрат;
влияние на себестоимости допустимого отклонения по общей сумме затрат;
Sз — изменение себестоимости за счет общей суммы затрат;
Sp — изменение себестоимости за счет грузооборота;
Далее определяется как сформировалось изменение общей суммы затрат за счет статей калькуляции и изменение грузооборота за счет технико-эксплуатационных показателей.
Анализ влияния на себестоимость изменения затрат по статьям калькуляции удобно проводить путем изучения каждой доли себестоимости: доли переменных расходов (Sпер), доли заработной платы водителей (Sзп), доли постоянных расходов (Sпост). [5,c. 277].
S =; (1.2).
S пер. = (*100; (1.3).
S зп. = (*100; (1.4).
S пост. = (*100; (1.5).
При анализе влияния технико-эксплуатационных показателей на себестоимость перевозок исходят из того, что по степени влияния они делятся на 2 группы:
К первой группе относятся грузоподъемность (вместимость) подвижного состава, коэффициент использования грузоподъемности и коэффициент использования пробега.
Ко второй группе относятся коэффициент выпуска автомобилей на линию, продолжительность работы в наряде, техническая скорость движения, продолжительность простоя под погрузкой — разгрузкой.
С увеличением показателей первой группы растет производительность подвижного состава без повышения пробегов, что способствует снижению переменных и постоянных затрат на тонно-километр. Причем рост производительности подвижного состава опережает рост переменных затрат, поскольку увеличение грузоподъемности или применение прицепов вызывают незначительный рост затрат на топливо, смазочные материалы, эксплуатационный ремонт и техническое обслуживание, шины.
Показатели второй группы повышают производительность подвижного состава при значительном увеличении пробега, а, следовательно, переменных затрат. Т. е. показатели второй группы способствуют лишь снижению постоянных расходов на 1 тоннокилометр.
При анализе себестоимости также проводят:
- 1. Анализ динамики и структуры обобщающих показателей себестоимости и факторов её изменения.
- 2. Анализ затрат на 1 рубль доходов от перевозок.
- 3. Анализ прямых материальных и трудовых затрат.
- 4. Анализ косвенных затрат.
При анализе динамики и структуры обобщающих показателей и факторов сравнивают фактические затраты с плановыми или с затратами базисного периода, а также рассчитывают изменения фактических удельных весов отдельных статей или элементов затрат по сравнению с предшествующим годом и с планом.
Основными факторами изменения общей суммы затрат являются: объём перевозок, их структура, уровень переменных затрат на тоннокилометр, сумма постоянных расходов.
К достоинствам показателя затраты на 1 рубль дохода можно отнести комплексность, динамичность и сопоставимость.
Анализ прямых материальных и трудовых затрат начинается с изучения факторов изменения материальных затрат на километр или тонно-километр пробега.
Анализ косвенных затрат производится по таким статьям косвенных расходов как общехозяйственные расходы и коммерческие расходы.
Анализ этих расходов производится путём сравнения их фактической величины на рубль доходов в динамике за несколько лет, а также с плановым уровнем отчётного периода. В процессе последующего анализа выясняют причины, вызвавшие абсолютное и относительное изменение косвенных затрат. В заключение анализа косвенных затрат подсчитываются резервы возможного их сокращения и разрабатываются конкретные рекомендации по их освоению.
Таким образом, основной целью анализа себестоимости продукции (работ, услуг) является выявление путей повышения эффективности использования всех видов ресурсов в процессе оказания и реализации транспортных услуг, а также расчет резервов ее снижения.